01.05.2023
Причины задержки речи у детей
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет. Причин здесь может быть много, приведем основные:
- Биологическая (органическая) основа:
- внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность, ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка.
- Социально-педагогические факторы:
- Ограничение двигательной активности. Ребенок не получает необходимой для формирования мозга сенсорной стимуляции, что приводит к ограничению его возможностей. Ведь ограничение двигательной активности может стать препятствием для развития интеллекта, в том числе и речевого развития.
- Перестимуляция зрительной информацией. Уже в раннем возрасте ребенок начинает смотреть телевизор, играть в планшеты. Ребенок получает воздействие на мозг в виде неконтролируемого потока зрительной информации. В этой ситуации малышу не нужно мыслить, проговаривая про себя внутренний монолог — он получает готовую информацию.
- невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье)
- педагогической запущенности
- Как ни странно, но к задержке развития речи может привести и гиперопека — в семьях со сверхвнимательными родителями дети тоже могут лишиться мотивации к развитию речи — ведь их и так понимают!
- Ну и, конечно, «отбить» всякое желание говорить могут завышенные требования к ребёнку. Родители заставляют малыша повторять одни и те же слова и фразы, вызывая у него негативное отношение к речи.
- характер детской пищи. Морковку, яблоко и мясо, которые нужно было грызть и жевать, заменило пюре из банок, которое нужно только глотать. В последствии это приводит к слабости артикуляционного аппарата ребенка и нарушению развития речи.
Нормы развития речи у детей
Как же должна развиваться речь ребенка? Что считать нормой?
- В 2-3 месяца появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки
- К 6-ти месяцам появляется лепет. Лепет – как правило, сочетание согласных+гласных (ма-ма, ба-ба, та-та). На этом этапе формируется механизм слогообразования. Если гуление не перешло в лепет или Вы заметили позднее начало лепета (после 8-ми месяцев), родителям стоит забеспокоиться. Это может указывать на алалию, может быть признак интеллектуальной недостаточности или ДЦП.
- В год малыш должен уметь говорить около десяти слов. Естественно, это пока ещё «детские» слова, понятные только ему и вам — «ма», «ба», «ки»(киска). При этом ребенок должен знать названия знакомых ему предметов и действий и реагировать на них: «дай кубик», «пойдем гулять», «кровать», «ложка», «окно».
- В два года кроха начинает говорить коротенькими предложениями и употреблять простые прилагательные и местоимения («я пошел», «киска белая»). Словарный багаж ребенка, как правило, состоит из 50–100 слов.
- В 2,5 года малыш должен произносить более-менее правильно около 200–300 слов, а также знать свое имя и говорить, использует прилагательные. В этом возрасте ребенок начинает задавать вопросы, пытается изображать голоса животных — «мяу», «гав-гав» и т. д.
- К трем годам дети должны уметь связно составлять рассказ из нескольких предложений. В речи должны правильно употребляться местоимения, наречия, прилагательные. Малыша должен понимать посторонний человек.
Повод для беспокойства родителей, если ребенок:
- В 4 месяца не реагирует на обращение матери, не улыбается ей.
- В 9 месяцев не лепечет.
- В 1,5 года: не произносит простых слов; не знает названия окружающих предметов и своего имени; не может выполнить простую команду, например, «дай руку» или «иди ко мне».
- В 2,5 года: знает мало слов; не запоминает названия предметов; не умеет говорить предложениями, хотя бы из двух слов.
- В 3 года: говорит непонятно даже для вас; не может составить предложение из трех слов, а говорит фразами из сказок, стишков и «мультиков» или повторяет фразы взрослых, произнесенные при нем; не понимает ваших объяснений; говорит очень медленно или, наоборот, слишком быстро, глотая окончания; у малыша трудности с жеванием и он может подавиться даже маленьким кусочком; ходит с постоянно полуоткрытым ртом; у него повышенное слюноотделение без явных причин.
Если вы заметили у своего малыша какой-нибудь из этих признаков, то необходимо немедленно обратиться к специалистам. Это невропатолог дефектолог, психолог, логопед или даже психиатр.
Лечение речевых расстройств у детей
- Лекарственная терапия от невролога, который пропишет курс лечения. Как правило, это средства для «подпитки» нейронов головного мозга и для стимуляции речевых зон.
- Физиолечение. Эффективным является физиотерапия, которая включает: лазерною терапию, магнитную терапию, электростимуляцию, иглорефлексотерапию
- Кинезиотерапия, а также занятия "Умные ручки", авторский курс МЦ "Нейроша".
- Кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Занятия помогают преодолевать патологические синкинезии, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.
- Логопедическая помощь, консультация логопеда и психолога
- Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, гимнастика, логопедический массаж, массаж Костильо Моралес)
- Сенсорная интеграция, "Дом совы" (комплекс мер, направленных на то, чтобы обучить ребенка взаимодействовать с окружающей средой, обрабатывать полученную информацию нервной системы от всех органов чувств)
- Диагностика и занятия с нейропсихологом, которые позволят развить высшие психические функции (память, мышление, речь)
Известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев. И сейчас выяснилось, что не только ум! Учёными неоспоримо доказано, что активные пальчиковые упражнения стимулируют: пространственное мышление ребёнка, его воображение, внимание, память, умственные и творческие способности. Наилучшие результаты достигаются при комбинировании пальчиковых упражнений со стихотворными текстами. Благодаря объединению гимнастики для пальчиков с проговариванием стихов, многократно усиливается положительный эффект от занятий. Охват моторной зоны возрастает до половины!
- развитие артикуляционной моторики (Если ваш ребенок еще мал, то в этом случае мы используем нетрадиционные способы. Например, слизывание варенья или йогурта с блюдца, или двигать языком шарик по натянутой веревочке. Если ребенок способен выполнять упражнения перед зеркалом, то мы используем традиционную артикуляционную гимнастику);
- развитие речевого и физиологического дыхания;
- дыхательная гимнастика
- коррекцию нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения;
- развития фонематических процессов (это способность воспринимать, различать, выделять, определять звуки речи);
- развитие речевой коммуникации ( Обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи).
Подробная информация и запись по телефону +7(343) 289-55-02 или форма для записи на сайте.