Даже в наш продвинутый 21 век бывает, что ни одно аппаратное исследование: ЭЭГ, МРТ, УЗДГ не показывает локализацию очага повреждения на уровне практических действий, то есть очаг по исследованию находится в одном месте, а повреждены соседние или даже отдаленные участки головного мозга. Более того, у детей, в отличие от взрослых нет локального повреждения, чаще несформированность или незрелость располагается диффузно, то есть маленькими участками в разных местах и только диагностика способна выяснить все трудности, чтобы опытный специалист- нейропсихолог подобрал индивидуальный маршрут развития и реабилитации.
Немного истории: нейропсихология возникла после ВОВ, когда контуженные воины нуждались в срочной реабилитации и возвращению к нормальной жизни. Наши советские ученые Лурия, Цветкова научились определять место повреждения в головном мозге и помогать в короткие сроки огромному числу больных. Впоследствии возникла и детская нейропсихология , которая отличается значительно в подходах и методах, исходя из высокой пластичности мозга и способности к компенсации трудностей у детей.
В ходе уже первой консультации нейропсихолога вы можете узнать:
- левша или правша ваш ребенок (то есть как на самом деле функционирует мозг, какое полушарие доминантно);
- определить тип психической организации: возбудимый, тормозимый, инертный и т.д.;
- понять причины трудностей поведения, коммуникации, тревожности и главное какие упражнения и занятия с психологом помогут.
Очень важно прийти на прием детского психолога с медицинской картой, ведь нейропсихолог тщательно изучает анамнез, исследования неврологов и других специалистов, чтобы определить: случилась травма головного мозгаили незрелость мозговых структур (или и то и другое), чтобы максимально эффективно помочь вашему ребенку и вам в воспитании.
Очень часто мозговые перестройки у детей начинают происходить достаточно быстро, буквально на 5-6 занятие в курсе нейрокоррекции. Нужно понимать, что новый навык - это нейронная связь в головном мозге, без праксиса, т.е. активных движений, не будет никаких положительных сдвигов.
Методы, которые нейропсихолог МЦ Здоровое детство использует в работе:
- нейродиагностика (обязательно нужна для выяснения трудностей и разработки индивидуальной программы развития и восстановления);
- сенсо-моторная коррекция;
- психо-моторная коррекция;
- когнитивная психотерапия;
- проективные методики;
- семейное консультирование (системный подход);
- гимнастика для мозга "Брейн-джим" (международный опыт);
- методы для работы с аутистичными детьми, проще говоря, поведенческая терапия;
- сказкотерапия;
- прицельное восстановление речи (все виды алалий, афазий, ОНР);
- индивидуальные программы (под каждого ребенка) - восстановление навыка письма, счета, чтения (дисграфия, дискалькулия, дислексия);
- логические задачи;
- игры на внимание и развитие памяти.
Возраст для занятий с психологом ( нейропсихологом ): с рождения до 18 лет, занятия возможны как отдельно с ребенком, так и с семьей в целом.