Задержка речевого развития
Задержка речевого развития (ЗРР) у детей — это отставание от нормы развития в речи детей.
О задержке речевого развития говорят, когда ребенок овладевает устной речью позже, чем по возрастной норме. По статистике, его диагностируют у 3 – 10% детей, мальчики страдают им в 4 раза чаще, чем девочки.
Отставание в развитии речи не пройдет само по себе — необходимо комплексное лечение. В противном случае это грозит общей задержкой психического развития, а также социальными проблемами.
Онтогенез речевого развития.
- До 2 месяцев. Крик громкий, четкий, без повизгиваний и осиплости. Ребенок именно кричит, не стонет, не воет, не всхлипывает. Он хорошо сосет грудь, нет истощаемости губ, не давится молоком, молоко не вытекает из носа, нет захлебываний.
- 2 месяца. Если ребенку открыть рот, то язык лежит спокойно, нет гиперкинезов, нет тремора, он не вытягивается жалом вперед и не отодвигается кзади. Малыш начинает «гукать». Крик начинает модулироваться. Ребенок по-разному кричит, когда он голоден, болеет, просит внимания. Появляется социальная улыбка. Останавливает взгляд на лице матери и появляется ротовое внимание, т.е. открывает рот на разговор с ним.
- 3 месяца. Ребенок продолжает по-разному кричать. При ДЦП, умственной отсталости, аутизме такой крик появляется после 6 месяцев. Ребенок активно гулит. Гуление усиливается в момент общения со взрослым. Появляются гласные звуки. В 3 месяца дети дифференцируют плясовую и спокойную мелодию, т.е. дети слышат ритм. Плач ребенка прекращается при любом интересном стимуле.
- 4 месяца. Ребенок в этом возрасте локализует звук в любом направлении и больше реагирует на речь, чем на другие звуки.
- 5 месяцев. Ребенок различает интонацию. Может расплакаться, если ругаются. Если в этом возрасте ласковые слова говорить грубо, то ребенок обижается.
- 6 месяцев. Появляется лепет со всеми гласными, включая лабиализованные (о,у) и всеми согласными из разных языковых систем.
- 7 месяцев. Ребенок замирает на появление нового звука на фоне других. Проявляет поисковую активность в ответ на вопрос: где? Малыш реагирует на свое имя.
- 9 месяцев. Может жевать кусочки пищи комками не давясь.
- 10 мес. Ребенок начинает пить из чашки самостоятельно.
- 11 месяцев. Называет людей и предметы отдельными слогами. Понимает значение «нельзя», «дай» и еще около 10 инструкций.
- 12-13 месяцев. Появление первых слов из 2-х слогов.
- с 1 года до 1г 6 мес. идет накопление первых слов. Соматические и психические факторы легко разрушают формирующую речь.
- с 1г 8 мес. до 1г 10 мес. появление 2-х сложных предложений.
- в 1 г 10 мес. Верно воспроизводятся 2-х сложные слова, из 3-х сложных опускается как правило последний слог.
- 2 года. Малыш может верно произносить 3-х сложные слова, сокращает 4-х сложные слова, как правило дальше от ударного слога. Ребенок произносит фразы из 2-х слов.
- 2 г 1 мес. - 2 г 3 мес. Опускаются предударные слоги и приставки в многосложных словах (например: заципилась-ципилась). Ребенок верно использует винительный падеж в м.р. и ж.р. существительных единственного числа. Предлоги может опускать.
- в 2г 3мес. Ребенок верно использует окончание существительных в дательном падеже: в обозначении лица: Дам кому? – козе; направление: Иду к папе. Предлог опускается. Использует творительный падеж в значении действия: Ем ложкой. Используется верно предложный падеж, предлог опускается: Лежит в сумке.
- 2 г 6мес. до 3 лет. Ребенок активно овладевает развернутой фразовой речью: слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах. Овладевает родительным падежом с предлогами У, ИЗ со значениями направления: из дома; творительным падежом со значением совместности действия с предлогами: с мамой; предложным падежом со значением НА, В: на столе. Строит сложные предложения с союзами.
Наиболее распространенные причины задержки речевого развития разделяют на биологические и социальные.
Биологические причины:
- заболевания ребенка в первые годы жизни;
- незначительная мозговая дисфункция;
- наследственная предрасположенность;
- проблемы со слухом;
- недостатки в развитии артикуляционного аппарата.
- отсутствие стимуляции речи и недостаточное общение с ребенком;
- неблагоприятные социально-бытовые условия;
- стресс.
Если Вы подозреваете у ребенка задержку развития речи, необходимо обязательно обратиться за специализированной помощью. Наиболее точно определить причины задержки речевого развития помогут следующие специалисты:
- педиатр (оценка общего развития ребенка);
- невролог (исследование состояния головного мозга, крупной и мелкой моторики);
- отоларинголог (проверка слуха);
- психолог (оценка уровня психического развития);
- логопед (обследование органов артикуляции, диагностика уровня понимания речи, изучение словарного запаса, звукопроизношения, грамматического строя речи, фразовой речи).
В ряде случаев может потребоваться дополнительное обследование у дефектолога, сурдолога, ортодонта, психиатра.
Коррекция задержки речевого развития обязательно должно быть ранним и комплексным. Современные методы, используемые нашими специалистами, помогут справиться с проблемой. В список применяемых нами методик входят:
- занятия с логопедом, дефектологом;
- занятия с психологом;
- сенсорная интеграция;
- транскраниальная микрополяризация (ТКМП);
- биоакустическая коррекция (БАК);
- иглорефлексотерапия;
- мануальная терапия.
Полную программу реабилитации разработает врач невролог или педиатр после консультации.