Задержка психихомоторного развития у детей
Детская психика очень пластична и находится в состоянии постоянного формирования и развития, но в то же время подвержена множеству влияний, к которым у взрослой сформировавшейся личности чувствительность утрачивается. Эти влияния могут быть позитивными, способствующими взрослению и социальной адаптации, но чаще они все же оказываются негативными, ведущими к различным неприятным последствиям.
Как заниматься с детьми, имеющими нарушения внимания, моторики, социальной адаптации? В медицинском центре Здоровое детство разработана специальная обучающая программа для родителей.
Работа по психомоторной коррекции представляет собой цикл занятий для детей, имеющих те или иные нарушения в двигательной сфере, которые препятствуют адаптации в социуме. Для этого в процессе упражнений необходимо решить такие проблемы:
- Общая моторная неловкость;
- Неустойчивость и истощаемость нервных процессов;
- Снижение общей работоспособности;
- Внимания;
- Памяти;
- Двигательная заторможенность и расторможённость;
- Эмоционально – волевые проблемы;
- Трудности формирования пространственной организации.
Для осуществления всех этих целей в медицинском центре Здоровое детство существует индивидуальная программа реабилитации. Она включает в себя трёхуровневую систему. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга.
1-й уровень – активация энергоснабжения. Уровень ощущений и управления собственным телом. Обеспечивает общий энергетический фон. Базовыми являются дыхательные упражнения в сочетании с образным представлением и специальными способами повышения энергетического потенциала человека. На этом уровне формируются подкорковые структуры мозга.
Начиная работать на первом уровне, мы восстанавливаем основной энергетический ресурс организма. Работаем с основными нарушениями этого уровня: истощаемостью нервной системы, нарушением тонуса, дефицитом собственной инициативы и интереса, нарушениями памяти и внимания, эмоциональной изменчивостью и переключаемостью внимания, импульсивностью.
- Дыхательных упражнений;
- Растяжки;
- Различные варианты ползания.
2-ой уровень – специализации по полушариям головного мозга и межполушарным взаимодействиям. Уровень владения телом пространством.
На втором уровне мы работаем с увеличением объёма и качеством запоминания (улучшения памяти), расширение слухового восприятия, зрительного, тактильного и обонятельного. Формируем пространственное представление, телесную ловкость, внимание.
- Глазодвигательные упражнения;
- Работа с картой тела: дотянуться до разных частей тела, назвать их;
- Ведущей рукой поднимать более слабую или повреждённую и помочь ей взять предмет;
- Пальчиковые упражнения: подъем пальцев при прижатых к столу ладоней, соединение в кольца, игры, потешки с изображением героев сказок и т.д.
3-й уровень – программирования, контроля за протеканием собственной деятельности. На этом уровне формируются лобные отделы мозга.
На третьем уровне формируем произвольную саморегуляцию, самоконтроль, способность к построению собственной программы и её выполнения. Также отрабатываем коммуникативные навыки для успешной социальной адаптации. Расширяем возможности восприятия, памяти, внимания, воображения, одновременно научая мозг подчиняться его собственным командам и работать именно, так как требуется в данный момент.
В программе - дыхательные, образные и телесные упражнения, разработанные на основе нейропсихологических и телесно – ориентированных психотерапевтических методов коррекции.
В своей работе мы начинаем с базовых вещей. Начинаем выстраивать двигательные развития ребёнка методом «замещающего онтогенеза». Мы проживаем вместе с ребёнком все этапы, которые он не прошёл в своём нормальном развитии.
В результате занятий дети получают возможность восстановить свой базовый энергетический потенциал (здоровье), высокий уровень которого способствует благополучному развитию его чувство и эмоций, и обеспечивает хороший жизненный тонус. Это активизирует больший интерес ребёнка к жизни, пробуждает в нём собственную инициативу.
Также программа позволяет корректировать неустойчивое внимание и почерк, влияет на гармонизацию межполушарных взаимосвязей, развивает память, воображение, пространственное представление, чувство ритма, ловкость тела и способность к саморегуляции и самоконтролю.
Программа носит обучающий характер для родителей. С целью закрепления и улучшения результатов освоенный комплекс упражнений необходимо повторять до 2-3 раз в день.
Обязательно обратитесь за консультацией к детскому неврологу, если ваш ребенок:
- отстает в развитии от сверстников;
- не может найти с ними «общего языка»;
- испытывает трудности в освоении учебного материала;
- чрезмерно активен и неусидчив, не может долго заниматься одним делом, бросает его, не доводя до конца;
- склонен к беспричинным, выраженным перепадам настроения;
- «плохо» ведет себя и не реагирует на замечания взрослых;
- погружен в себя, не интересуется окружающим;
- играет неигровыми предметами, игнорируя даже самые яркие игрушки;
- занимается странными и непонятными делами;
- испытывает различные страхи, особенно по ночам;
- эмоционально холоден или агрессивен к окружающим;
- склонен к головным болям, обморокам и головокружениям;
- испытывает навязчивые мысли или совершает навязчивые действия помимо собственной воли;
- часто и беспричинно лжет либо фантазирует, будучи не способен отделить фантазии от реальности;
- ломает игрушки, рвет книги, проявляет жестокость к животным;
- склонен к стереотипным и часто повторяющимся действиям;
- агрессивен к родным братьям и сестрам, особенно младшим;
- периодически «теряет» способность говорить;
- имеет различные тики;
- крайне привередлив к пище, пытается есть несъедобные предметы;
- высказывает странные, необычные идеи.
При наличии одного или нескольких указанных выше явлений либо других непонятных и тревожных моментов в поведении ребенка крайне желательно записаться на прием к детскому неврологу в кратчайшие сроки во избежание прогрессирования состояния.