Задержка нервно-психического развития ребенка.
Черникова Л.В.
Для каждой мамы ее ребенок самый чудесный и это правильно. Но рост, чтобы гармонизировать личность и возможность раскрыть потенциал малыша, полностью необходимо уметь обращать внимание на важные этапы развития и появление у ребенка новых особенностей и навыков, присущих каждому периоду. Есть такое понятие, как онтогенез. Это индивидуальное развитие организма , совокупность последующих достижений и биохимических преобразований от оплодотворения до конца жизни. Очень важен ранний период, когда идет закладка базиса для постоянного развития, поэтому в период до 5-7 лет заболевания малыша наблюдают врачи: педиатр, невролог, ортопед и важные советы по играм с ребенком дает психолог.
Развитие интеллекта, когнитивных функций опирается на нервную систему и головной мозг. Так называемая регуляторная сфера уже в утробе мамы начинает задерживатьприспосабливаемость к плоти, нагрузке, импульсам извне, обеспечивает баланс возбуждения и торможения в нервных клетках и развитие моторной сферы и интеллекта, проявляясь интенсивной опорой.
В целом совокупность основных стадий нервно-психического развития ребенка: сенсомоторный период (с рождения до 2 лет), период развития понимания признаков и становление сложных моторных движений (с 2 до 7-8 лет), развитие интеллекта до уровня взрослого мышления (с 7 до 17 лет).
Задержками нервно-психического развития являются:
- отсутствие базовых навыков поведения в окружающем мире (непонимание речи, равнодушное отношение к игрушкам, неразвитая мимика, когда малыш не отвечает на улыбку и т.д.);
- развитая моторика с отставанием по сроку выявления навыков (недостаточное использование рук в игре с предметами, отказ от самостоятельной еды, питья, невозможность использования обеих рук одновременно, бросать мяч, наличие ползания, в дальнейшем, неумение снимать с себя одежду и т.д.);
- отсутствие фразовой речи к 2 годам 2 мес.
- сложности в освоении символов (ребенок не может рисовать фигуру, вместо этого черчается на листе, выводит каракули, более в позднем возрасте не может научиться читать);
- трудности коммуникации (агрессия, замкнутость, необщительность, негативизм)
- трудности самообслуживания (не завязывает шнурки, не одевается, не может выполнять поручения последовательно, рассеянность) и др.
Иногда родители приходят на консультацию невролога, психолога со словами «мой ребенок отличается от остальных» только лет в 14. Тщательно изучая медицинскую карту и анамнез жизни пациента, он нуждается в головном мозге: как же родители не переросли внимание на отклонение в ранний период, когда вовремя ребенок не сел, не пополз, не пошел, заговорил в 3,5 года, в школе учился с двойками на тройку, воровал деньги, дрался, связался с плохой компанией... Хотя бывает и совсем по другому: в садике все время плакал, был сильно привязан к маме, в секции никогда не ходил, т.к. сильно уставал, ну а теперь: нет друзей, нет интереса к учебе, нет увлечений, не занимается спортом, сидит дома и готов играть в компьютер, при этом готов не мыться, не обслуживать себя и т.д. Очень частые жалобы на головную боль, сильную утомляемость, плохую память, нарушение внимания, при повышенных нагрузках
Что с этим делать? Как помочь?
Прежде всего, используется всегда усиленная работа с телом в области (кинезиотерапия, ЛФК): активация срединно-стволовыхструктур головного мозга, укрепление межполушарных связей и гармонизация работы всех функциональных звеньев нервной системы. Подобрать вид кинезиотерапии может невролог после тщательного обследования, а также принять план лечения с применением физиопроцедур , медикаментозной помощи.
Вторым этапом: является полной нейродиагностикой функциональных звеньев головного мозга, проводимая развитием психологом (нейропсихологом) в течение 3-4 занятий с ребенком, после чего выявляется программа индвидуального развития (или интенсивного восстановления функций) пациента по программе нейрокоррекции. Возможны различные варианты отклоняющегося развития у ребенка, которые могут быть выявлены ранее : парциальная несформированностьрегуляторной структуры, парциальная несформированнаякогнитивная структура, дефицитарное развитие на фоне заболевания пораженным мозгом головного мозга, тотальное недоразвитие (умственная отсталость), пораженное развитие (у детей с аутизмом, детским типом шизофрении) и др.
На этом фоне также возникают случаи логопеда-дефекталога для оценки развития речи и артикуляционного аппарата, именно для логопедом выявляются случаи возникновения речного нарушения (ОНР, алалия).
Дополнительно может пройти обследование у психиатра и других специалистов, обследование УЗДГ, ЭЭГ, МРТ и др.
Возникновение развития вашего ребенка, начав с подозрением на заболевание у грамотного врача-невролога, избегайте обострения заболевания и фразы «ну ничего, рано или поздно случится/заговорит и т.д....», помните, что сочетание различных отклонений от нормативного развития: аутизм, алалия , дизартрия, детский церебральный паралич, синдром гиперактивности, ППЦНС, РЦН, ММД, ОПГМ и многие другие, мешающие комфортным условиям для детей.
Будьте здоровы!
Этапы развития психики ребенка.
Л.В. Черникова
Родителям необходимо знать и соотносить особенности появления ребенка со сроками их обоснования из физиологии развития человека, вероятность важной стадии развития нервной системы и психики:
Сенсо-моторный период:
- с рождения и до 8-9 месяцев: установка карты тела на уровень обслуживания и взаимодействие с миром;
- с 9 мес. до 1,5-2 лет: развитие практического интеллекта, способности повторять, присваивать себе новые знания и навыки.
В этот период развиваются необходимые навыки появления импульсов из окружающего мира: прикосновения, звуки, речь и это разговорное ощущение для развития общения с окружающим миром с появлением жестов и звука (в случае появления фразовой речи). Формируется начальный образно-действующий вид мышления, помогающий ребенку играть, конструировать, использовать предметы для освоения движений, для получения звука, развития моторики с быстрым захватом игрушки, а перекладывания из рук в руки (к 3 месяцам), появление потребности тянуться к интересующему предмету, отслеживанию за ним глаз, на исчезновение его пропавшего объекта и внешнему виду, показывая свои желания окружающих.
При подозрении на здоровье ребенка, если проявляются:
- отсутствие базовых навыков поведения в окружающем мире (непонимание речи, равнодушное отношение к игрушкам, неразвитая мимика, когда малыш не отвечает на улыбку и т.д.);
- развитая моторика с отставанием по сроку выявления навыков (недостаточное использование рук в игре с предметами, отказ от самостоятельной еды, питья, невозможность использования обеих рук одновременно, бросать мяч, наличие ползания, в дальнейшем, неумение снимать с себя одежду и т.д.);
- отсутствие фразовой речи к 2 годам 2 мес.
Не перескакиваяна новые этапы, без повторения базовых начальных навыков. Например, если ребенок не ест сам к предстоящему году, не собирает башенку из 4 кубиков, плохо ходит, но родители учат его буквам и счету, то дисбаланс между отделами головного мозга, психическое здоровье к развитию неврологических заболеваний,психоэмоциональным нарушениям, изменениям в поведении.
Задержка нервно-психического развития, выявленная в этот период часто успешно корректируется, т.к. этот период имеет высокую пластичность и восприимчивость к частоте обнаружения новых нейронных связей.
2. Период развития различных сделок:
- с 2-3 лет до 7-8 лет: развитие символического понимания (фигура, цвет, размер, образ и буквы, понятие времени, активное обогащение словаря, стремительное развитие психоэмоциональнойсферы и коммуникации), к 4 годам у ребенка должна установиться ведущая рука (левшество-правшество), что у ребенка обнаруживается ведущая полушария и вероятность развития ребенка к освоению письма;
- с 7-8 лет до 12 лет: развитие отдельных операций с незначительными символами: классификация, проективные понятия. Формируются формы мышления: образно-образнои абстрактно-логически, продуктивность мышления возрастает от года и ребенок руководит к созиданию нового, умеет синтезировать полученную информацию, что позволяет ему успешно овладевать фрагментами.
Задержка нервно-психического развития, выявленная в этот период сложнее корректируется. Но при значительной работе возможно скорректировать нарушения в развитии ребенка.
-
Итоговый период «репрезентативный интеллект» , завершение развития логики и комбинаторики. Сложные типы операций. Становление взрослого мышления.
Подводим итог: еслипоследовательность возникновение склонности и навыков возникает, появление самой потребности означает отсутствие или задержки по срокам, происходит задержка нервно-психического развития у ребенка.
Что с этим делать? Как помочь? Возвращается на уровни ранее в начальный сенсомоторный период и ребенок ребенок проживает последовательно все его стадии! В этом работают специалисты: невролог, нейропсихолог, психиатр, кинезиотерапевт, инструктор ЛФК.