Синдром нарушения внимания с гиперактивностью, минимальное повреждение головного мозга, гиперкинетический синдромом, синдромом гиперактивного ребенка, минимальная мозговая дисфункция, синдром школьной дезадаптации, психоорганический синдром в раннем детстве все эти термины являются синонимами заболевания — гипердинамическое расстройство детства (ГРД).
«Единого этиологического фактора» ГРД нет, причины очень многообразны. Это и медико-биологические, приводящие к так называемому «раннему органическому поражению ЦНС», наследственные факторы, немаловажную роль играют социальные факторы (вне — и внутрисемейные проблемы провоцируют и усугубляют проявление резидуально-органического и наследственного фона у ребенка)
Клиническая картина ГРД определяется ключевой триадой:
- Синдром поведенческих нарушений в виде дефицита внимания, импульсивности и гиперактивности (СДВГ);
- Синдром минимальной статико-моторной недостаточности;
- Синдром «дис-дис»
Как заподозрить, что у Вашего ребенка есть признаки ГРД?
Синдром дефицита внимания характеризуется нижеперечисленными признаками:
- ребенок с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;
- не в состоянии исполнить задания до конца, что не связано с негативным настроем или непониманием сути задания;
- не доводит начатое дело до конца, быстро переходит от незавершенного к новому;
- легко отвлекается на постороннее;
- избегает или высказывает агрессивность при выполнении заданий, которые требуют длительного сохранения внимания;
- испытывает сложности при самостоятельной организации видов деятельности;
- часто теряет предметы, необходимые для выполнения заданий, в школе и дома;
- проявляет забывчивость в повседневных ситуациях;
- «не слушает» обращенную к нему речь;
- демонстрирует неспособность удержать внимание на деталях, из-за небрежности допускает частые ошибки в сферах своей деятельности.
Синдром гиперактивности проявляется следующими симптомами:
- не может играть в тихие, спокойные игры;
- бегает, крутится, пытается куда-то влезть в неприемлемых ситуациях (бесцельная двигательная активность);
- часто находится в постоянном движении, «как будто к нему прикрепили мотор»;
- не сидит спокойно, когда требуется; вскакивает;
- крутится, ерзает, сидя на месте; совершает лишние движения кистями и стопами (бесцельные движения);
- демонстрирует болтливость.
Синдром импульсивности включает ряд типичных симптомов:
- отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав вопрос;
- допускает выкрики во время уроков;
- мешает другим детям, взрослым, пристает, влезает в игры, разговоры;
- не ждет своей очереди в коллективных играх;
- совершает опасные для себя и окружающих действия, но при этом не ищет острых ощущений или приключений;
- часто вступает в драки, но не по причине агрессивности, а из-за неумения проигрывать.
Синдром минимальной статико-моторной недостаточности включает пирамидную, экстрапирамидную и мозжечковую недостаточность, выявляемые при неврологическом обследовании.
Синдром «дис-дис» — это легкие нарушения функционирования корковых анализаторов второй сигнальной системы или их ассоциативных связей: дисфазия, дисграфия, дислексия, дискалькулия, диспраксия, дисгнозия и прочие.
При сочетании вышеперечисленных симптомов нужно обязательно обратиться к неврологу, а не списывать все на педагогическую запущенность.
Все «здание души» гиперактивного ребенка можно сравнить с Пизанской башней, изначально строящейся на ущербном фундаменте. В связи с этим любая попытка изолированного (биологического, воспитательного, коррекционно-педагогического, психотерапевтического) влияния отдельно на тот или иной клинико-патогенетический «этаж» этого здания имеет большой шанс оказаться недостаточно эффективной. Таким образом, выбор методов коррекции ГРД должен носить индивидуальный характер с учетом степени выраженности основных клинических проявлений болезни и наличия сопутствующих ему нарушений. При этом лечение всегда должно носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями и методы модификации поведения, работу со школьными педагогами, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозные средства.
Лечение ГРД — комплексное и включает усилия ряда специалистов — педиатра, психиатра, психотерапевта при определяющей роли детского невролога. Все мероприятия должны начинаться как можно раньше, что ведет к более полному восстановлению нарушенных функций, а также включать обязательную коррекцию соматических расстройств, обострение которых может усугубить проявления ГРД.
Особое место в коррекции поведенческих нарушений отводится построению рационального режима дня с разумным планированием смены учебы и отдыха, нагрузок физических и интеллектуальных. Вследствие высокой истощаемости психических процессов, свойственных детям с ГРД, следует уделить большое внимание периодам отдыха в распорядке дня такого ребенка, придерживаться рекомендуемых для каждого возрастного этапа продолжительности ночного, дневного и суточного сна. Рекомендуется избегать частого посещения многолюдных мест (гипермаркетов, детских развлекательных центров, массовых гуляний), особенно в периоды праздников и каникул. Родители должные переоценить круг друзей своего ребенка и ограничить общение с такими же гиперактивными и импульсивными детьми. Следует помнить, что чем тише и спокойнее среда, окружающая пациента, тем лучше он сможет контролировать эмоции и руководить своим поведением. Кроме того, необходимо контролировать время, которое проводит ребенок перед монитором телевизора и компьютера, совокупная продолжительность которого в дошкольном возрасте не должна превышать 30 минут, в школьном — 1 часа в сутки.
Основными направлениями в терапии ГРД считаются: направленная двигательная активность, психолого-педагогическая коррекция, медикаментозная терапия.
Полагают, что дети со своевременно некомпенсированным ГРД, становятся группой риска по формированию антисоциального поведения в подростковом возрасте, частота которого по некоторым исследованиям достигает 50%. Отдаленный прогноз таких изменений серьезен, ведь именно в детском периоде выстраивается неверная система интересов и потребностей, что значительно отражается на социальной адаптации пациентов. Во многих странах профилактику и своевременное лечение ГРД рассматривают как эффективное средство в борьбе с подростковой преступностью.
В зависимости от степени клинических проявлений в нашем центре разработаны специальные программы-комплексы для лечения и коррекции ГРД.