Черепно-мозговая травма (ЧМТ) является одной из основных причин возникновения тяжелых неврологических и психических расстройств у детей, требующих длительного лечения и реабилитации.
Ежегодно в России получают травму головы более 270 тысяч детей, более 100 тысяч госпитализируются, 1 500 погибают, более 5 000 становятся инвалидами [клинические рекомендации СРР].
Черепно-мозговая травма (ЧМТ) — совокупность повреждений мягких покровов головы, черепа, оболочек и ткани головного мозга.
Основными синдромами «последствий ЧМТ» выделяют:
- Синдром двигательных нарушений (парезы, параличи)
- Синдром ликворо-динамических нарушений (головокружения, укачивание при езде в транспорте, расстройства координации и др.)
- Цереброастенический синдром (слабость, вялость, быстрая утомляемость, трудность сконцентрировать внимание)
- Речевые нарушения (афазии, алалии, дизартрии, заикание)
- Другим нередким патологическим симптомом являются расстройства со стороны письма (дисграфия) и чтения (дислексия). Диктант таких детей изобилует массой ошибок, перестановками букв и слов, смешением глухих и звонких звуков. Чтение резко затруднено, ребенок путает буквы, заменяет другими, читает по догадке.
Острый период после ЧМТ ребенок получает лечение в условиях травматологичексого отделения ЛПУ, в тяжелых случаях начало лечения проходит в условиях реанимации.
Следующим этапом после выписки из ЛПУ ребенок нуждается в восстановительном лечении, которое включает разработку конечностей, обучению утратившей функции. В тяжелых случаях ребенку приходится осваивать с самого начала — удерживать голову, реагировать на прикосновение мамы, улыбаться, удерживать зрительный контакт.
Восстановительное лечение рекомендовано начинать как можно раньше после перенесенной ЧМТ. Обязательно нужно обращать внимание на реабилитационный потенциал ребенка, дозированно, постепенно давать нагрузку на организм. Лечение должно носить комплексный подход, включая и физическую терапию, работу логопедов, психологов по необходимости.
Основной задачей восстановительного лечения является восстановление утраченных функций, возвращение ребенка к активной социальной жизни.
Двигательный дефицит восстанавливаем по средствам кинезиотерапии (Бобат-терапия, ПНФ терапия, Салинг система и другие эффективные методики), трофические изменение мышц (недостаток питания, за счет недостаточного кровообращения) за счет специальных техник массажа (функциональный массаж, точечный массаж), обучение глотанию и жеванию за счет работы с мимической, артикуляционной и фарингиальной мускулатурой различными техниками такими как орофациальная регуляция по Кастильо Моралис, мягкая мануальная терапия; обучение бытовым потребностям и коммуникации помогают специалисты дефектологи, психологи, логопеды со знаниями эрготерапии и кондуктивной педагогики.
Последствия травм спинного мозга также различны. Степень поражения во многом зависит от уровня поражения спинного мозга. Если травма на шейном уровне, то поражаются и руки и ноги, если на уровне поясничного отдела позвоночника, то только нижние конечности.
Последствия любых заболеваний спинного мозга всегда очень серьезные и трудно поддаются восстановлению.
Основными симптомами являются:
- вялые парезы и параличи (мышечная слабость или полное отсутствие мышечной силы и движений в пораженных конечностях)
- нарушение чувствительности в конечностях (снижение или отсутствие температурной и болевой чувствительности, ощущения собственного тела (конечностей) и др.)
- нарушение функции тазовых органов (недержание мочи, кала или наоборот сложность совершить акт дефекации из-за пареза кишечника)
- трофические нарушения
Подходы к восстановительному лечению аналогичны как при последствиях ЧМТ. Одной из особенностей может служить подключение различных видов рефлексотерапии (иглорефлексотерапия, фармакопунктура, электропунктура, лазерная терапия и многие другие методы) с целью восстановления чувствительности в конечностях, активизации проводящих путей к органам малого таза с целью осуществления контроля мочеиспускания и дефекации.