На приеме упсихологов часто озвучиваются жалобы родителей наповедение ребенка: плохо ведет себя, дерется, назло мне кусает свою руку, падает напол в магазине и кричит, не слушается и не слышит, что я ему говорю, хлопает дверями, бросает вещи ит.д. Первым шагом решения этой проблемы является понимание самого термина «поведение». Принято считать поведение — внешне наблюдаемыми реакциями человека. При этом причиной считаются внутренние особенности ребенка, накоторые сложно повлиять простым замечанием, проговаривается это родителями как «он такой», «у него плохой характер», «он это назло делает, а так-то он добрый». Следует понимать, и это очень важно, что оценочное суждение опасно, так как проблему данная оценка не решает, а со временем негативное отношение к ребенку становится привычным и обычным, приводя к искажениями в развитии личности в целом. Определяя поведение, правильнее пользоваться не общими фразами («мой ребенок агрессивный», «он постоянно так делает»), а следует четко описывать и обращать внимание на конкретные движения: «сынок кусает кулачки», «дочка сосет палец», «дочка трясет руками в воздухе», «сын дергает волосы», «бьет ребят в садике», «пинается» и т.д.
Почему определение поведения должно быть столь конкретным?Важно понять адекватность возникновения реакции, если с агрессией и аутоагрессией более-менее понятно родителям: это плохо, это требует коррекции, то крик, плач и смех возникает абсолютно у всех детей, но появление их в определенных ситуациях бывает неадекватным: «дочка смеется, когда мне больно», «сынок плачет, когда я зову его играть», «сынок кричит, когда дома тихо и мы смужем разговариваем спокойно, почему?»... Например, негативизм на учебный процесс бывает выражен в виде физического сопротивления (мальчик пытается покинуть рабочее место, отталкивает руки взрослого при оказании физической помощи) и вокализаций (пищит). Негативизмом у данного мальчика не будет считаться отсутствие реакции на предъявляемые просьбы, инструкции изадания.
Отсутствие реакций, мутизм это тоже проявление поведения, но характер и причину их можно и нужно устанавливать, чтобы построить взаимодействие с ребенком.
Точные описания помогают психологу разобраться впричинах поведенческих нарушений, скорректировать работу психо-эмоциональной сферы, а чаще требуется помощь именно невролога (обследование и подбор лечения), нейропсихолога (качественная диагностика икоррекция нарушений), психиатра (терапия различных нарушений) и других специалистов, включенных в процесс коррекции поведения пациента. Крик души родителей звучит обычно так «сделайте что-нибудь, мы уже перепробовали всё, даже ремень»...
Начнем стого, что физическое воздействие - это негативное подкрепление и закрепление негативных реакций ребенка на ситуацию, выстраивание искаженных, нездоровых отношений ребенка с родителями, конечно возникновение такой реакции родителя это полная капитуляция перед ребенком. Сам родитель подписывается в своей беспомощности, неграмотности, более того: нуждается в личной терапии, ведь агрессивное поведение в своей сути потеря внутреннего психо-эмоционального баланса. Такое воспитание не приведет к положительным результатам. Есть такое явление, что увеличивается в размерах то, на что мы направляем фокус своего внимания.
Если родители заняты своими делами, а ребенок в это время тихо-мирно играет, то ситуация приятна сама по себе и бесконфликтна. Конечно, врядли придет в голову подойти в этот момент родителю к ребенку исказать: «Сынок, пойдем попьем чайку, я соскучился по тебе и хочу тебе рассказать кое-что»... Но в тот момент, когда родители заняты, ребенок почувствовал острый дефицит тактильного, вербального, эмоционального контакта, да и просто устал и начал кричать, перебивать взрослых, то многие реагируют негативно на поведение ребенка, резко обрывая его криком в ответ замечаниями, чем в свою очередь устанавливают «нездоровые» отношения в семье в целом.
Таким образом, положительное подкрепление того, что является позитивным в поведении ребенка, способствует его развитию и наоборот, наказания, крики, грубость, унижения, побои, истерики со стороны родителей - это внимание, путь и негативное, направленное на усиление проявлений поведенческих нарушений.
Но не все так просто, ведь и у грамотных, гармоничных и психически-устойчивых родителей (хоть изначительно реже) возникают нарушения поведения удетей. Причиной тому бывают органические поражения головного мозга, родовые травмы, болезни, перенесенные ребенком, стрессовые ситуации (смерть, развод, переезд) ит.д. В таком случае, требуется комплексное обследование ребенка и после этого выстраивание стратегии помощи близких и специалистов.
При заболеваниях головного мозга, нервной системы, задержке психо-моторного развития возникают различные виды поведенческих нарушений:
- нарушения пищевого поведения;
- нарушения сна;
- проблемы с туалетом;
- аутостимуляции;
- сопротивление изменениям;
- недостаточная дисциплинированность;
- недостаточность навыков игры;
- безынициативность;
- аффективные вспышки;
- игнорирование других людей;
- агрессия;
- причинение себе вреда;
- эхолалия;
- неправильное употребление личных местоимений;
- неологизмы.
Наличие большинства перечисленных симптомов свидетельствуют о развитии аутизма (сложного психического нарушения, требующего длительной коррекции и адаптации пациента к окружающему миру), часто поведенческие нарушения выступают признаками искаженного развития психики.
Почемуже дети плохо себя ведут?Если ребенок с патологией работы нервной системы и головного мозга, с нарушениями психики, эмоциональной сферы, то плохому поведению способствуют сложные нарушения, причины которых можно установить только в ходе длительного обследования пациента.
Если ребенок условно здоров, нормативно развивается, то плохое поведение выступает сигналом конфликта, как столкновения интересов двух сторон, это, в целом, явление естественное в среде детей и подростков. Детям свойственна поляризация, то есть восприятие мира «или черное, или белое». В возрасте до 16-17 лет еще не достаточно готов мозг и психика ребенка к компромиссам, но самое главное, что сфера регуляции не развита до необходимого уровня. Ведь регуляция - это баланс между возбуждением и торможением в нервных клетках, процесс этот в силу разных причин у всех детей осуществляется по-разному.
Чаще бывают аффективно-возбудимые дети, реже достаточно уравновешенные, нередко и тормозимо-инертные. Все дети разные, но абсолютно у любых детей могут возникать приступы, например, агрессии. Связано это прежде всего с особенностью школьной нагрузки на психику. Ежедневно, много часов подряд активно задействуется когнитивный уровень, при этом регуляторные функции направлены не на разрядку, не на физическую активность, игру, а на поддержание внимания, усидчивости, мышления, логических процессов, навыков письма, счета ичтения. Вот и получается, что ребенок, выйдя из класса, переполнен скопившейся энергией, нерастраченной на движение! Одни умеют эту энергию направить в мирное русло, донести ее до секции после уроков, адругие дети нет.
Очень важно отметить, что нарушение поведения среди детей (особенно мальчиков) явление естественное. Желание лидировать часто связано с внутренними амбициями, которые двигают поведением ребенка, но важно обучить детей направлять эту энергию в мирное русло, давать возможность и главное научить выплескивать скопившийся негатив не на одноклассников и членов семьи, а в движение, в работу над собой, в спорт, творчество.
Родителя мже нужно структурировать жизнь ребенка: предоставить возможность реализовывать свои базовые потребности в игре, творчестве, познании окружающего мира, иинтенсивно физически развиваться!
Здоровье детей и атмосфера семьи в руках родителей!