Каждая мама желает, чтобы ее малыш был самым здоровым, самым умным и самым сильным. И начинает заботиться об этом в период, когда малыш еще не появился на свет. Заботливая мама проводит больше времени на свежем воздухе, много двигается и позитивно настроена на жизнь.
Когда ребенок появляется на свет, то сразу родители сталкиваются с рядом проблем и трудностей, которые возникают из-за отсутствия опыта общения, ухода за малышом. В первую очередь нужно адекватно оценивать состояние ребенка, сколько времени ребенок спит, что он делает когда бодрствует, скорректировать питание малышу, организовать прогулки на свежем воздухе. Также нужно знать основные этапы психомоторного и речевого развития, чтобы во время обратиться к специалистам за помощью.
На первом году ребенок динамично развивается, обретая все новые и новые навыки. Поэтому то, что считается нормой для новорожденного, является патологией для ребенка 6 месяцев, нормальное развитие 6-месячного — патология для годовалого малыша. Но в тоже время не нужно сильно беспокоиться, если малыш ровно в 7 мес не начал сидеть, как написано в литературных источниках. Всегда есть небольшой период времени, как правило две -три недели за которые малыш может научиться тому, что не освоил в эпикризный срок. Необходимо учитывать и характерологические особенности ребенка.
Особо настороженными нужно быть если ваша беременность протекала не благоприятно (угроза прерывания, перенесли ОРВИ и другие инфекции, поднималось артериальное давление, беспокоили отеки, токсикоз и др.), период родов был не физиологичен (стремительные роды, или, наоборот, с длительным безводным периодом, когда малышу активно помогали выйти ручным способом или с помощью наложения щипцов, Кесарево сечение и др).
В таком случае обязательно в 1 мес нужно показать ребенка детскому неврологу и заняться профилактикой психомоторно и речевого развития.
Условно профилактические мероприятия можно разделить на две большие группы. Первая группа -домашняя профилактика: прогулки, закаливание, общение с малышом, игры по возрасту. Вторая группа — с привлечением специалистов по массажу, оздоровительной гимнастики, акватерапии, логопедов и психологов.
Проведение ребенку массажа на первом году жизни и далее — это обязательное мероприятие даже для здоровых детей. На первом году кратность и время проведения массажа обусловлено основными двигательными навыками:
В 1 месяц — чтобы помочь малышу хорошо удерживать голову в вертикальном положении
В 3 месяца — чтобы малыш научился переворачиваться со спины на живот
В 6 месяцев — чтобы ребенок своевременно сел, в 9 — пополз, в 12 — начал самостоятельно ходить.
Про массаж и ЛФК не нужно забывать и после года жизни. На втором и третьем году для профилактики достаточно три курса массажа в год. В школьном возрасте массаж, как правило, лучше проводить в зимние и весенние каникулы.
Часто бывает, что дети опережают свое развитие, начинают ходить в 10 месяцев, при этом отсутствует период ползания на четвереньках. Этот признак напрямую связан с формированием речи, а именно с задержкой речевой активности. Также своевременная ходьба приводит к неправильному формированию опоры (вальгусная деформация стоп, «косолапость») и в дальнейшем формируется нарушение осанки.
Массаж и развивающая гимнастика, например, по Цукунфт-Хубер, Беби-йога, акватерапия для младенцев это не только профилактика задержки психомоторного развития, но и залог формирования качественно правильного двигательного навыка.
К сожалению, в нашей стране недостаточное внимание уделяется профилактике задержки речевого развития. Как правило логопеды и психологи начинают свои занятия с 3 летнего возраста и старше. В странах Европы занятия по развитию речи начинаются с 3-х месячного возраста. С детьми занимаются эрготерапией — стимуляция слухового, зрительного , обонятельного, осязательного анализаторов, тренировка вестибулярного аппарата, работа над мелкой моторикой.
В медицинском центре «Здоровое детство» специалисты активно переняли опыт зарубежных коллег и внедрили в свою практику. На занятия к логопеду и психологу приглашаем детишек с 6 месячного возраста!