Чтобы узнать о профилактике ДЦП для начала необходимо представлять основные факторы риска формирования церебральной патологии у детей.
Нарушение формирования мозга на ранних этапах онтогенеза, лежащее в основе детских церебральных параличей, может быть результатом целого ряда неблагоприятных воздействий. Наибольшее значение придается влиянию вредных факторов в период беременности и родов.
По статистике 50-60 % составляют дети с преимущественным воздействием вредных факторов в период внутриутробного развития, 40 % — с патологией родов, 3 % — с постнатальными (послеродовыми) факторами.
В ряде случаев несколько патогенных влияний сочетаются и сложно определить, какое из них оказалось решающим в развитии церебральных нарушений. Иногда в анамнезе больных детей вообще трудно выявить какой-либо причинный фактор.
Факторы риска условно можно разделить на несколько групп:
- По периоду воздействия:
- Пренатальные факторы - те отклонения в состоянии здоровья матери и акушерском анамнезе, которые предшествовали настоящей беременности. К ним относятся конституциональные нарушения, соматические, эндокринные, инфекционные заболевания, вредные привычки, повторные выкидыши, мертворождения, длительный период бесплодия, осложнения предыдущих беременностей и родов, наличие в семье детей с патологией нервной системы,возраст матери (моложе 18 и старше 30 лет);
- Действующие в период внутриутробного развития.
К действующим в период внутриутробного развития относятся:
- иммунологическая несовместимость матери и плода по различным антигенам эритроцитов, имеющимся у плода и отсутствующим у матери;
- >вредное воздействие на плод может оказывать прием беременными лекарственных препаратов, курение матери и алкоголизм, эмбриотропное действие оказывают различные химические и физические факторы промышленного и сельскохозяйственного производства;
- в последнее десятилетие к факторам, нарушающим внутриутробное развитие плода, относят стрессовые состояния матери;
- одним из самых частых осложнений беременности (у 6-15% беременных) являются поздние токсикозы;
- угроза выкидыша, первопричиной которой могут быть как отклонения в материнском организме, так и неправильное формирование плода, повышает риск рождения ребенка с поражением нервной системы, поскольку сокращение мышц матки, кровотечения и спазмы сосудов малого таза способствуют гипоксии плода;
- маточные кровотечения, возникающие в результате преждевременной отслойки нормально расположенной плаценты или ее предлежания, вызывают кислородное голодание плода, а в тяжелых случаях — его гибель;
- Многоплодная беременность относится к факторам высокого риска развития патологии плода.
- Действующие во время родов (интранатальные факторы) - к ним относятся:
- асфиксия в родах и внутричерепная родовая травма, кровоизлияния в мозг
В период родов затруднено снабжение плода кислородом, поэтому любой неблагоприятный фактор (затяжные или стремительные роды, преждевременное излияние околоплодных вод, отслойка плаценты, аномальное предлежание плода, несоответствие размеров плода и таза матери, обвитие пуповины вокруг шеи и др.) может вызвать нарушение маточно плацентарного кровообращения и привести к выраженной кислородной недостаточности.
Существует также точка зрения о возможности генетически детерминированного предрасположения структур мозга к воздействию гипоксии, когда даже недлительная асфиксия приводит к органическому поражению нервной системы
- По интенсивности и степени воздействия:
- Факторы низкого риска:
- дети с ППЦНС средней степени гипоксического, ишемического, геморрагического генеза
- Факторы высокого риска:
- тяжелая степень ППЦНС, ВЖК (внутрижелудочковые кровоизлияния) 2-3 ст, недоношенность 25-32 нед, реконвалесцент отека мозга, длительность сохранения немедикаментозной комы, ишемии почек, ЖКТ и др.
Перечисленными выше неблагоприятными воздействиями не исчерпывается многообразие возможных патогенных влияний на плод. Но какова бы ни была их природа, в конечном итоге механизм действия сводится к хронической гипоксии и нарушению питания плода. Изменения в нервной системе определяются не столько свойствами самих факторов, сколько периодом внутриутробного развития, в котором они действуют.
Учитывая совокупность факторов риска развития патологии центральной нервной системы у детей разработаны и внедрены в работу.Способы прогнозирования детского церебрального паралича у доношенных и недоношенных детей – в возрасте 1 месяца жизни с точностью 95% и чувствительностью 80%. Автором этой работы, которая имеет патенты является главный врач МЦ «Здоровое детство» Елена Витальевна Аронскинд.
Профилактика ДЦП
В первую очередь, профилактируем пренатальные факторы и факторы, действующие во время беременности. Подготовка к беременности, своевременное наблюдение акушером-гинекологом, подготовка к родам (изучение периодов родов, обучение дыханию, подготовка родовых путей, тренировка качества выдержанности и контроля над собой в стрессовых ситуациях и др.).
Если ребенок получил негативное воздействие, то профилактика формирования ДЦП зависит от группы риска, в которую попадает ребенок.
Основной мерой профилактики является раннее начало. Реабилитация должна начинаться с первых дней жизни ребенка, в тяжелых случаях с момента выхода из критического состояния (даже в реанимации), но при условии компенсации соматического статуса, отсутствия частых серийных генерализованных судорожных приступов.
Занятия с детьми из группы низкого риска:
1. Методы двигательной реабилитации
- Фитбол;
- Развивающая гимнастика по Цукунфт-Хубер;
- Акватерапия для младенцев;
- Беби-йога;
- Динамическая гимнастика.
2. Массаж (общий, Шанталы)
3. Физиотерапия – ОСТОРОЖНО!
Проводится с частотой один курс раз в два три месяца. Между курсами ежедневно достаточно один раз мама проводит занятия в домашних условиях по разработанной программе.
Занятия с детьми из группы высокого риска:
- Кинезиотерапия:
- Войта-терапия (метод рефлексолокомоции);
- Бобат-терапия (невро-физиотерапия);
- Акватерапия для младенцев.
- Массаж (общий, точечный, функциональный)
- >Физиотерапия – ОСТОРОЖНО!
Курсы проводятся ежемесячно до 1,5 лет. Между курсами ежедневно 3-4 раза в день мама проводит занятия в домашних условиях по разработанной программе.
Уважаемые родители, не теряйте драгоценное время первого года жизни!