Логоритмика
Эффективным средством развития моторной и психической сфер детей с недоразвитием всех компонентов речевой системы является логопедическая ритмика. В настоящее время под логопедической ритмикой понимается одна из форм кинезиотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Многообразие средств логопедической ритмики способствует решению следующих задач: развитию оптико-пространственных, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса, познавательных, творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, коррекции эмоционально-волевой сферы и речевой функциональной системы.
Исследования доказали, что регулярные движения в динамичном темпе под музыку способны помочь детям справиться с самыми разными заболеваниями и не только улучшить самочувствие, но и настроение.
Малыши, которые регулярно занимаются логоритмикой, начинают использовать в общении мимику и жесты, отличаются от своих сверстников общительностью и веселым расположением духа, они активно стремятся обучаться и познавать мир. При верном подборе занятий, маленькие непоседы легко успокаиваются, а медлительные и нерасторопные дети, наоборот, становятся активными и энергичными.
Занятия логоритмикой рекомендуют детям:
• с дизартрией (расстройство произношения, связанное с нарушением речедвигательного анализатора и неправильной работой артикуляционных мышц);
• с задержкой развития речи;
• страдающим нарушениями произношения звуков и слов;
• заикающимся;
• отличающимся быстрой, прерывистой или медленной речью;
• имеющим нарушенную моторику и координацию движений;
• с ослабленным иммунитетом, часто болеющим.
Занятия могут включать в себя следующие виды игровых упражнений:
1. Ходьба в различных направлениях. Они способствуют формированию чёткой координации движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию.
2. Игры-упражнения, направленные на развитие способности управлять своей мышечной системой, то есть правильно расслаблять и напрягать определённые группы мышц и произвольно совершать нужные движения.
3. Игры-упражнения, направленные на развитие дыхания, голоса и артикуляции.
4. Игровые упражнения, помогающие активизировать, расширять и переключать внимание и тренирующие память.
5. Речевые упражнения без музыкального сопровождения.
Их суть - ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику и улучшать координацию движений.
6. Ритмические упражнения. Они направлены на выработку темпа и ритма речи и учат ребенка ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз.
7. Пение, которое прекрасно развивает дыхание, слух и голос любого ребенка.
8. Игра на детских музыкальных инструментах помогает развитию мелкой моторики и слуха, формирует чувство музыкального ритма, улучшает внимание, память.
9. Пальчиковые игры. Не стоит забывать, что, развивая ловкость и подвижность пальцев ребенка, мы улучшаем его речевое развитие.
10. Игры, развивающие мимику и артикуляцию. Игры этого раздела логоритмики помогают им улучшить мимическую и артикуляционную моторику, то есть произвольную подвижность челюстей, губ, щек и языка.
11. Упражнения, направленные на развитие фонематического внимания и восприятия.
Занятия проводятся в индивидуальной форме.