Дефектолог – это специалист, работающий со всеми видами нарушений развития, поскольку научная дисциплина, которая обуславливает его деятельность, объединяет медицину и педагогику.
Профессия дефектолога понимается в широком и узком смысле. В широком – это специалист, занимающийся обучением, воспитанием и социализацией детей, которые имеют отклонения в своём развитии; в узком же смысле – это коррекционный педагог.
Дефектология включает в себя несколько направлений:
- Олигофренопедагогика — работа с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость, задержка психического развития);
- Сурдопедагогика — работа с проблемами слуха;
- Тифлопедагогика — работа с нарушениями зрения;
- Логопедия — работа с речевыми нарушениями.
С какими нарушениями дефектологи работают чаще всего?
Они работают с детьми с различными нарушениями развития, но чаще всего с такими как:
- расстройства аутистического спектра (РАС);
- синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
- задержка психического развития (ЗПР);
- умственная отсталость (УО);
- многофункциональные нарушения развития (МНР).
Основные направления коррекционной работы дефектолога с детьми:
- сенсорное и сенсомоторное развитие.
- формирование пространственно-временных отношений.
- формирование простых счетных операций.
- коррекция ведущей деятельности возраста.
- формирование разносторонних представлениях о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи.
- развитие когнитивных способностей
- подготовка к восприятию учебного материала.
- формирование необходимых умений и навыков для усвоения учебного программного материала.
Какую работу дефектолог проводит с детьми?
В начале дефектолог проводит полное, подробное обследование ребенка на предмет особенностей его познавательного, социального и речевого развития; определяет способности обследуемого к обучению и игре. Это помогает специалисту организовать работу с ребенком так, чтобы максимально компенсировать и скорректировать выявленные недостатки в развитии.
Дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы: внимание, мышление, воображение, память, восприятие, любознательность и др.
Консультация дефектолога включает в себя:
- изучение анамнеза и уточнение информации о течении беременности и родов;
- проведение комплексной диагностики с целью изучения психических функций.
- оценка уровня интеллекта, речевых навыков, понимания речи, способности вступать в социальный контакт, привычек и поведения, соответствия письма и чтения возрасту.
- обследование уровня внимания, памяти и эмоционально-волевой сферы;
- обсуждение с родителями направления коррекционных занятий с учётом результатов диагностики.
- выдача родителям рекомендаций развивающих игр, реализуемых в домашней обстановке.