Для каждой мамы ее ребенок самый чудесный и это правильно. Но чтобы вырастить гармоничную личность и дать возможность раскрыть потенциал малыша полностью необходимо родителям обращать внимание на важные этапы развития ребенка и появление новых умений и навыков, свойственных каждому периоду. Есть такое понятие, как онтогенез. Это индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных физиологических и биохимических преобразований от оплодотворения до конца жизни. Очень важен ранний период, когда идет закладка базиса для дальнейшего развития, поэтому в период до 5 -7 лет малыша регулярно наблюдают врачи: педиатр, невролог, ортопед и важные советы по играм с ребенком дает психолог.
Развитие интеллекта, когнитивных функций опирается на функционирование центральной нервной системы и головного мозга. Так называемая регуляторная сфера уже в утробе мамы начинает отвечать за приспосабливаемость к окружающей среде, нагрузкам, импульсам извне, обеспечивать баланс возбуждения и торможения в нервных клетках и способствует развитию моторной сферы и интеллекта, являясь важной опорой.
В целом существуют основные стадии нервно-психического развития ребенка: сенсо-моторный период (с рождения до 2 лет), период развития понимания символов и становление сложных моторных движений (с 2 до 7-8 лет), развитие интеллекта до уровня взрослого мышления (с 7 до 17 лет).
Задержками нервно-психического развития являются:
- отсутствие базовых навыков реагирования на окружающий мир (непонимание речи, равнодушное отношение к игрушкам, неразвитая мимика, когда малыш не отвечает улыбкой на улыбку и т.д.);
- плохо развитая моторика с отставанием по срокам появления навыков (недостаточное использование рук в игре с предметами, отказ от самостоятельной еды, питья, невозможность использовать обе руки одновременно, бросать мяч, отсутствие ползания, в дальнейшем ходьбы, не умение снять с себя одежду и т.д.);
-отсутствие фразовой речи к 2 годам 2 мес.
-сложности в освоении символов (ребенок не может рисовать фигуры, вместо этого черкается на листе, выводит каракули, более в позднем возрасте не может научиться читать)
-трудности коммуникации (агрессия, замкнутость, необщительность, негативизм)
-трудности самообслуживания (не завязывает шнурки, не одевается, не может выполнить поручения последовательно, рассеянность) и др.
Иногда родители приходят на консультацию невролога, психолога со словами «мой ребенок отличается от остальных» только лет в 14. Тщательно изучая медицинскую карту и анамнез жизни пациента, специалист хватается за голову: как же родители не обратили внимание на отклонения в ранний период, когда вовремя ребенок не сел, не пополз, не пошел, заговорил в 3,5 года, в школе учился с двойки на тройку, воровал деньги, дрался, связался с плохой компанией… Хотя бывает и совсем по другому: в садике все время плакал, был сильно привязан к маме, в секции никогда не ходил, т.к. сильно уставал, ну а теперь: нет друзей, нет интереса к учебе, нет увлечений, не занимается спортом, сидит дома и готов целыми днями играть в компьютер, при этом готов не мыться, не обслуживать себя и т.д. Очень часто подростка приводят к неврологу с жалобами на головную боль, сильную утомляемость, плохую память, нарушение внимания, при возросших нагрузках в школе родителям становятся заметны трудности, которые можно было выявить и легко скорректировать в более ранний период жизни ребенка…
Что с этим делать? Как помочь?
Первой базовой помощью всегда выступает работа с телом в пространстве (кинезиотерапия, ЛФК): активизация срединно-стволовых структур головного мозга, укрепление межполушарных связей и гармонизация работы всех функциональных звеньев нервной системы. Подобрать вид кинезиотерапии может невролог после тщательного обследования, а также составить план лечения с применением физиопроцедур, медикаментозной помощи.
Вторым этапом: является полная нейродиагностика функциональных звеньев головного мозга, проводимая клиническим психологом (нейропсихологом) в ходе 3 -4 занятий с ребенком, после чего выбирается программа индвидуального развития (или интенсивной реабилитации психических функций) пациента по программам нейрокоррекции. Существуют различные варианты отклоняющегося развития ребенка, которые важно выявить как можно ранее: парциальная несформированность регуляторной сферы, парциальная несформированность когнитивной сферы, дефицитарное развитие на фоне органических поражений головного мозга, тотальное недоразвитие (умственная отсталость), искаженное развитие (у детей с аутизмом, детским типом шизофрении) и др.
На этом этапе проводится также обследование у логопеда-дефектолога для оценки развития речи и артикуляционного аппарата, именно за логопедом последнее слово в определении вида речевого нарушения (ОНР, алалия).
Дополнительно может потребоваться обследование у психиатра и других специалистов, пройти обследования УЗДГ, ЭЭГ, МРТ и др.
Проверьте развитие вашего ребенка, начав с обследования у грамотного врача-невролога, избегайте поверхностного осмотра и фраз «ну ничего, рано или поздно пойдет/заговорит и т.д.…», помните, что существуют различные отклонения от нормативного развития: аутизм, алалия, дизартрия, детский церебральный паралич, синдром гиперактивности, ППЦНС, РЦН, ММД, ОПГМ и многие другие, мешающие гармонично развиваться детям.