Детский церебральный паралич – это заболевание, возникающее с рождения, поэтому нужно понимать, что у ребенка изначально не сформированы элементарные двигательные навыки и нет представления о том, как правильно совершать движения. В этой связи, одной из важнейших задач эрготерапевта является донесение до родителей информации о том, какправильно усаживать ребенка для формирования любых естественных движений по захвату игрушки, по удержанию ложки или карандаша в руке, по поддержанию головы и туловища при выполнении этих действий и поиску баланса.
В данной статье, прежде всего, даны рекомендации для родителей детей с ДЦП I - III уровней по шкале GMFCS. Также данный материал будет полезен и другим родителям, у детей которых есть трудности с мелкой моторикой и координацией движений.
В первую очередь, нужно понимать, что развитие движений у любых детей происходит поэтапно. Поэтому, если ваш ребенок не может, например, в положении сидя «найти баланс» и все время валиться то в одну, то в другую сторону, то требовать от него раскрасить красиво машинку, очень и очень рано. Сначала нужно его усадить верно, чтобы он сконцентрировался на том самом раскрашивании. Или еще пример: ребенок не может пока долго удерживать зрительный контакт с человеком (или на предмете), не смотрит на свои руки, когда что-то берет. Поэтому ждать, что малыш будет аккуратен в еде например тоже преждевременно. Для того, чтобы ребенок научился есть аккуратно нужно сначала приучить ребенка смотреть на еду, а для этого опять же нужно удобно усадить ребенка и подобрать верный угол. Все это длительный и довольно затратный процесс, но он что называется «окупится сторицей» в дальнейшем, когда ребенок подрастет.
При выполнении элементарных действий с предметами ребенок не должен искать баланс. Лишь когда поза стабильна, а руки свободны для манипуляций, возможны активные моторные движения. Иначе вместо того, чтобы удерживать предмет, его захватывать, играть с ним, ребенок тратит неимоверные усилия на удержание себя в равновесии.
Детям с ДЦП сложно выполнять простые действия самостоятельно. Когда такой ребенок пытается сделать что-то сам, это занимает очень много времени: он не может быстро одеться, поесть и даже самостоятельно попить, порой не получается. В большинстве случаев родители берут выполнение таких действий на себя, и, порой всю жизнь кормят, поят и одевают своих детей. Однако важно понимать, что ребенку с ДЦП нужно дать шанс на развитие – а именно мотивировать его к самостоятельным действиям, пусть медленно, но идти к цели автономного самообслуживания ребенком себя в повседневной жизни. Порой терпеливо поддерживать, повторять по «тысячу раз» одно и то же действие. Иногда же, наоборот, воздерживаться от оказания помощи ребенку, который уже умеет все делать сам и даже научился манипулировать мамой, умело играя на ее чувствах. В конечном итоге, ребенок с ДЦП привыкнет к плавным, мягким и нерезким движениям в повседневных ритуалах и ситуациях и научится их самостоятельно выполнять. Маме лишь нужно создать благоприятную среду, доброжелательное отношение и последовательно, терпеливо идти к цели.
Итак, чтобы ребенок самостоятельно, легко и регулярно, например, ел или одевался необходимо соблюсти несколько обязательныхусловий по организации среды для таких простых, на первый взгляд, действий.
- Ребенок должен видеть предмет, который нужно взять-удержать, совершить определенную манипуляцию. Любого малыша нужно к этому приучать, чтобы смотреть туда куда идет, чтобы всегда видеть то, что берет, чтобы голова была повернута к объекту интереса. Если же удержание долгого зрительного контакта невозможно, поскольку мышцы шеи слабые, то ребенок должен тратить минимум усилий для поддержания головы. И как раз взрослые должны создать благоприятные условия для этого, например, с помощью подбора для малыша специальных головодержателей, подголовников, подковообразных подушек или других технических средств реабилитации.
- Руки ребенка должны свободно лежать на подлокотниках или столе:
- если речь идет о письме или рисовании, то локти должны быть широко разведены и не висеть в воздухе;
- плечи в естественном положении опущены, а не подняты к ушам;
- на столике должно быть достаточно места для манипуляций руками;
- столик может быть с небольшим бортиком по внешнему краю и по бокам (чтобы предметы не падали во время игры), а сторону, которая находится перед ребенком, нужно оставить открытой, без борта;
- в передней части столик может быть с полукруглым вырезом, это придаст туловищу ребенка большую стабильность и поможет предотвратить падения, ведь руки будут опираться на стол как на подлокотники.
3. Ноги ребенка зафиксированы и правильно расположены:
- сидение достаточно глубокое и по размеру (ширина соответствует ширине таза; глубина сиденья равна длине бедра минус 2 см.);
- таз расположен ровно и симметрично, не заваливается в стороны, вперед или назад;
- ребенок пристегнут тазовым ремнем, чтобы избежать падения;
- бедра ребенка зафиксированы (мягким валиком, ремнем-бабочкой, абдуктором или даже свернутым полотенцем), не завалены и не перекрещены;
- стопы ребенка могут стоять на подножке (модулях, табурете), угол и высота подбираются индивидуально, однако стремиться нужно к углу 90 градусов при сгибании коленей;
- угол между сиденьем и спинкой должен быть подобран индивидуально, но всегда стремиться к прямому;
- некоторые дети не могут сидеть с прямым углом в тазобедренных суставах из-за недостаточной растяжки, контрактур или вывиха, поэтому только врач или инструктор ЛФК должен подобрать ТСР;
- сиденье кресла или стула лучше откидывать целиком, изменяя угол наклона, потому что при откидывании назад только спинки, поза ребенка становится нестабильной, и он сползает вперед.
4. Корпус ребенка должен быть расположен ровно:
- если ребенок не может самостоятельно удерживать спину, то спинка кресла должна быть до плеч;
- можно использовать боковые поддержки, фиксатор-жилетку или вшитые в спинку валики;
- сиденье и спинка кресла не должны провисать, в обратном случае можно использовать пенополиуретановый коврик, поясничный упор для спины, ортопедическую подушку для сидения или же тонкую доску с мягкой накладкой).
5. Нужно всегда знать, какая рука у ребенка ведущая. Это важно не только в письме, как думают многие родители, но и в обучении таким элементарным бытовым навыкам, как чистка зубов, расчесывание или умывание. Ведь в любой такой манипуляции одна рука (ведущая) совершает активные действия, другая же обслуживает этот процесс. Часто у детей с ДЦП, вторая рука используется для поиска баланса тела. Это происходит как раз потому что не обеспечена стабильная поза во время выполнения моторных действий.
Ребенок одной рукой чистит зубы, а второй – держится, чтобы не упасть или опирается стол-подставку в т.н. опоре. Если же родители чистят зубы ребенку сами, то начинать нужно с действий «рука в руке», чтобы развить т.н. моторную память и приучить конкретную руку ребенка к новым ощущениям. При этом родитель должен стоять сзади ребенка, чтобы не складывалось ощущение, что это естественно. Ведь наша конечная цель, это именно самостоятельность.
Индивидуальный подбор ТСР это одна большая головная боль каждого родителя ребенка с ДЦП. К тому же не у всех родителей есть доступ к разным вариантам ТСР, нет финансовой возможности. На помощь приходят подручные средства – подушки, полотенца, валики, модули и т.д. Ведь вред, который может нанести неправильно подобранная коляска, своими последствиями значительно превышает удобство в использовании.
Бывает, что у родителей нет возможности подобрать ТСР для различных видов активностей, поэтому для игр, например, используется пол. Если ребенок не держит равновесие, играя, то можно посадить его на пол в угол (для безопасности) комнаты и обложить специальными (желательно упругими) подушками, стены вокруг можно оббить мягким материалом или поролоном.
Еще один вариант выхода из сложившейся ситуации – делать мебель на заказ или своими силами. Например, когда ребенок учиться снимать штаны (затем и колготки), необходимо усаживать ребенка на маленький устойчивый широкий стульчикили скамью, который поставлен на мягкий коврик. Это придаст ребенку уверенности, а риск падения и травм будет минимален.
Так как детям с ДЦП часто трудно – или даже невозможно – играть на полу, то можно изготовить или подобрать маленький столик по размеру, чтобы он мог дотягиваться до игрушек самостоятельно. Нужно выложить на него игрушки для игры так, чтобы ребенок смог без затруднений достать игрушки руками. Это будет способствовать опять же развитию зрительно-моторной координации, а также сенсорному насыщению и повышению самостоятельности ребенка.
Также возможно изготовить столешницу для коляски. Это делается довольно просто – в дверце старого шкафа, столе или в куске ДСП вырезать отверстие. Параметры: ширина выреза = ширине туловища ребенка + 2-3 см., глубина + расстоянию от локтя до кисти.
Важно помнить, что деткам с ДЦП очень сложно самостоятельно регулировать свое положение, поэтому именно родители должны помочь в правильном позиционировании малыша. Это нужно, чтобы облегчить боль, уменьшить дискомфорт и дать возможность ребенку самостоятельно себя обслуживать, развиваться умственно и физически, а также принимать участие в событиях семьи.
Дополнительная вкладка, для размещения информации о статьях, доставке или любого другого важного контента. Поможет вам ответить на интересующие покупателя вопросы и развеять его сомнения в покупке. Используйте её по своему усмотрению.
Вы можете убрать её или вернуть обратно, изменив одну галочку в настройках компонента. Очень удобно.
- Комментарии