В статье приведены доказательства того, что повседневная
активность является идеальным средством развития двигательных
навыков у детей с особенностями развития. Акцент делается на
недооцененности в реабилитационном процессе действий по бытовой
адаптации пациентов. Автор уделяет внимание необходимости бытовой
адаптации как результативному средству в физическом и психическом
развитии ребенка с особенностями, что значительно улучшит качество
жизни его семьи.
Порой бывает так, что родители отдают все силы и средства на
физическую реабилитацию детей, бесконечно растягивают ребенку мышцы,
укрепляют корпус. Или, наоборот, акцент делается на умственном развитии,
и малыш обгоняет своих сверстников, быстрее считая или быстрее. Однако с
бытовыми делами и повседневной деятельностью у такого ребенка, по
словам родителей, дела обстоят не так радужно. Часто можно услышать от
них такие оценки: с питанием и одеванием «все плохо», с чисткой зубов и
расчесыванием «еще хуже, ничего не хочет сам делать». А ведь можно было
не упустить время, ибо в простых бытовых ситуациях (таких как
переодевание, кормление, смена положения тела) содержится масса
возможностей для тренировки движений, укрепления мышечного корсета и
стимуляции самостоятельной моторной активности ребенка.
Например, при переодевании ребенку нужно самостоятельно поднять
руки (по одной или сразу две), посмотреть на рукава и вставить в них руки –
это и есть тренировка зрительно-моторной координации. Или же, чтобы
надеть лучше штаны, нужно также сначала их взять, не промахнуться,
удержать. Затем наклониться, не завалившись, держа тело в тонусе, наконец,
натянуть, застегнуть молнию и пуговицы. Это, по сути, сложный
двигательный акт и очень непростая задача из нескольких этапов.
В процессе изменения своего положения ребенок может
самостоятельно или при помощи взрослого приподняться, опереться на ноги,
подтянуться, - например, чтобы пересесть в коляску и пойти гулять или
кушать.
Если говорить об акте принятия пищи, ребенок не просто жует и
проглатывает ее. Прежде всего, он должен видеть, что он ест, самостоятельно
потянуться к любимому кусочку банана или хлеба, а затем, взяв, его,
удержать и донести до рта, не уронив. Если же нужно удержать ложку, то в
кисти должно быть достаточно силы. Плюс к этому, объем движений в
локтях должен позволять все это делать легко, не напрягая тело целиком.
О необходимости зрительно-моторной координации твердят многие
специалисты (офтальмологи, нейропсихологи, кинезиотерапевты и др.) Это
объясняется тем, что именно она способствует мощнейшему развитию мозга
ребенка. Однако нужно понимать, что основное развитие ребенка с
особенностями или условно здорового, происходит именно дома, в
обычных условиях и ежедневно. Очень часто бывает, что если не изменить
режим дня, привычек в кормлении, одевании и на учебных занятиях, то у
вернувшегося из реабилитационного центра ребенка происходит мощнейший
откат назад. Главная же цель всех специалистов - не только сдвиги во время
реабилитации (ребенок начал держать шею самостоятельно, встал на ноги,
пошел, заговорил), но прежде всего научение родителей грамотному
выстраиванию ежедневного режима дня с учетом рекомендаций
специалистов, последовательной адаптации ребенка к обычной жизни и
приучение ребенка как можно к большей самостоятельности в повседневной
жизни. Именно поэтому не нужно недооценивать важность налаженного
быта как основу для развития любых детей.
Рассмотрим основные достоинства, они же главные принципы
использования повседневных действий по обслуживанию себя в качестве
тренажера для умственного и физического развития (в отличие от специально
организованных тренировок).
Главным достоинством таких моторных действий является их
регулярность, ведь порой ежедневные ритуалы (чистить зубы, умываться,
расчесываться, застилать постель, кушать, одеваться и раздеваться)
повторяются по многу раз в день, что обеспечивает закрепление
двигательного навыка.
Еще один важный принцип - постепенность освоения навыков. Не
освоив раздевание, невозможно научить ребенка одеваться. Если у ребенка
не сформирован т.н. «трубчатый захват», то вкладывать ребенку ручку и
«писать правильно» еще рано. Если ребенка всегда кормила из ложки или из
рук мама, то маму нужно постепенно исключать из процесса насыщения,
показать ребенку, что можно и по-другому действовать самому, когда ты
голоден.
Кроме того, именно такие бытовые ситуации могут обеспечить
развитие навыка следовать «от простого к сложному». Ведь, согласитесь,
что одно дело удержать в руке печенье, а другое - вилку с кусочком отварной
свеклы или колбаски. Одно дело есть густую (но не сухую) кашу, а совсем
«высший пилотаж» - не проливать и доносить до рта суп. Сколько раз это
нужно повторить любому ребенку, чтобы это получалось!
Еще один принцип и достоинство развития навыков в повседневной
деятельности (в отличие от обычных тренировок) - это доступность
каждому. Порой заниматься с ребенком возможно только в домашних
условиях, потому что малыш находится на домашнем обучении. Лишь
единицам детей можно дать в руки гантели и сказать: «Качай мышцы,
потому что так надо». С детьми все по-другому. Конечно, развивать силу и
ловкость, тренировать мелкую моторику и точную координацию нужно, ведь
если пальцы рук и кисти будут недостаточно сильными, то ребенку будет с
трудом даваться письмо и рисование, а о самостоятельной стирке ребенком
своих небольших вещей мечтать и вовсе невозможно. Если мелкая моторика
недостаточно развита, то уже подросший ребенок так и не научится
самостоятельно зашнуровывать свои модные кеды, а дочь-подросток не
сможет вдеть нитку в иголку или все время будет попадать ножом по
пальчикам, когда готовит себе бутерброд. Проблема будет скрыта в
координаторных нарушениях, которые тоже возможно скорректировать при
условии грамотного подхода и своевременных мероприятий.
Обычные бытовые навыки хорошо использовать как тренировку даже
потому, что детей гораздо проще мотивировать это делать. Это объясняется
тем, что повседневные ритуалы - это всегда целенаправленная
деятельность, имеющая результат, и она делается для чего-то важного,
нужного и понятного ребенку. Цель есть, и она понятна: вернувшись с
прогулки, снять шапку, потому что дома жарко; попить воды из поильника,
или сок из кружки, потому что хочется (мучает жажда или вкусно);
застегнуть замок на куртке, потому что очень хочется пойти гулять, а на
улице зима и животик замерзнет; почистить зубки, ведь они могут заболеть,
да и мама с папой каждый день делают также. Дети вообще очень неохотно
занимаются тем, что им неинтересно, сложно или не очень важно, поэтому
мотивировать детей проще не на процесс, а на результат. Например: «Давай
сделаем вместе аппликацию для бабушки, ведь мы завтра идем на день
рождения к ней. Там будет обязательно ее фирменный вкусный торт и много-
много вкусных салатов». Таким образом, есть цель – пойти к бабушке на
день рождения, есть и результат деятельности – сделать подарок,
аппликацию. Поэтому процесс будет восприниматься ребенком как нечто
необходимое и не такое уж и «страшное», раз мама поможет. Главное, тут
маме не делать все за ребенка, а дать ему небольшое посильное
самостоятельное действие.
Еще одним фактором в поддержку того, что повседневная активность
для детей - идеальный стимулятор роста, является то, что развитие
начинается с предметно-манипулятивной деятельности. Иными словами,
ребенок всегда развивается, совершая различные манипуляции (взять,
кинуть, переложить, захватить, отдать, спрятать, попробовать «на зуб»,
налить, побренчать и т.д.) с элементарными, часто используемыми
предметами.
Одно из важнейших достоинств таких тренировок повседневной
активности является и то, что именно подобные действия совершают каждый
день родители, братья и сестры, поэтому дети более мотивированы делать
то же самое. В этой связи, необходимо как можно раньше включать ребенка в
семейные ритуалы. Например, принимаем пищу все вместе, но у каждого
своя тарелка и отдельное место. Или же: «Умываемся все в одно время – и
твой братик, и ты». Это работает, потому что не нужно ничего специально
организовывать, это уже есть в жизни каждого, да и для ребенка совершенно
естественно и привлекательно именно то, что делает значимое окружение. по
«Подражание» является базовым свойством любого живого существа,
поэтому ребенку гораздо интереснее играть с кастрюлями, раз мама каждый
день готовит в них еду, чем со специальными яркими развивающими
игрушками.
Нужно понимать, что в процессе тренировки бытовых навыков
формируются функциональные движения, которые в дальнейшем будут
использоваться ребенком в течение всей жизни. И, перетерпев сейчас
негативную реакцию ребенка (ведь раньше это же делала мама), или
некоторую «заторможенность движений», не поддаваясь на явное
манипулирование ребенком, родитель совершает огромный задел на
будущее. Несомненно, активное участие ребенка в перемещении и уходе
занимает у ребенка поначалу много времени, и взрослым может быть проще
пассивно его поднять, перенести, покормить и переодеть. Однако сделать то
же самое с подростком, который весит значительно больше, с контрактурами
и сколиозом, с мышечным тонусом, который нарастает при любой попытке
изменить положение тела, с болевым синдромом - гораздо труднее.
Таким образом, деятельность по освоению бытовых навыков
предполагает постепенное развитие в двигательной активности
(«биомеханике движений»); усложнение процесса; доведение до результата;
улучшение зрительно-моторной координации; расширение набора действий
и функций рук. Это относится к развитию физических качеств. Что касается
психологических аспектов вопроса, то увеличение самостоятельности в быту
влечет у ребенка повышение уверенности в себе, появление нового фокуса
внимания с необходимости («я должен») на желание («я хочу»). Всё это в
совокупности дает мощнейший толчок в физическом и психическом
развитии ребенка.
Записывайтесь на консультацию к эрготерапевту, который поможет
решить проблему приучения детей с особенностями развития к
самостоятельности в быту. Это значительно улучшит качество жизни вашей
семьи в целом.
Эрготерапевт Е.С. Шигаева