В настоящее время отмечается увеличение количества детей с различными отклонениями в психомоторном развитии. Моторное развитие тесно связано с речевым развитием ребенка и влияет на него. Лечение посредством движения называется «кинезитерапия», а часть кинезитерапии - ритмика. Коррекционная логоритмика – это система двигательных упражнений в сочетании с музыкой и произнесением речевого материала. Именно музыка является организующим и руководящим началом.
Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия. Коррекционная ритмика применяется с целью профилактики, лечения и коррекции имеющихся отклонений в развитии ребенка. Логоритмику определяют как дополнение к системе логопедических занятий. Данный метод успешно используется в работе с детьми с речевыми нарушениями, интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями в развитии, с детьми с синдромом Дауна, недостатками слуха и другими категориями лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На ритмических занятиях используется бег, прыжки, элементы художественной гимнастики и танца, игровые и имитационные упражнения. Особое внимание уделяется пению песен. В процессе логоритмического занятия специалист работает над:
- развитием чувства ритма
- слуховым вниманием, способностью слышать и слушать
- способностью чувствовать настроение музыкальной композиции
- преодолением речевого негативизма, нежеланием вступать в речевое общение
- развитием дыхания, в том числе целенаправленного речевого выдоха, силы голоса
- звукопроизношением (вызывание звуков по подражанию или автоматизация поставленных звуков)
В структуру занятия по логоритмике включают следующие виды работ:
- Упражнения на развитие внимания и памяти.
- Упражнения на координацию движений с речью.
- Пальчиковая, мимическая и артикуляционная гимнастика.
- Упражнения на развитие ориентировки в схеме собственного тела и пространстве.
- Пение песен, дыхательные и голосовые упражнения.
- Танцевально-ритмические упражнения.
- Игры на активизацию и обогащение словаря.
- Релаксационные упражнения.
Ожидаемые результаты от занятий:
- ребенок реагирует на зрительный и слуховой раздражитель;
- у ребенка совершенствуется познавательная активность;
- возникает потребность общения и сотрудничества, развиваются коммуникативные качества;
- наблюдается развитое произвольное внимание, зрительная и слуховая память и внимание;
- развито чувство ритма, певческие способности;
- автоматизированы поставленные звуки;
- развиты художественно-артистические способности.
Применение логоритмики позволяет сформировать высокие показатели развития речи. Эти занятия всегда насыщены интересными заданиями, не вызывают у детей чувства усталости.