Дизартрия - нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция.
Дизартрия проявляется нарушением звукопроизношения и просодической стороны речи (темп, ритм речи, интонации, тембр голоса, речевое дыхание). Данные нарушения связаны с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Причины дизартрии
Причины заболевания различны, поэтому, при проявлении соответствующих симптомов дизартрии необходимо тщательно обследовать ребенка и незамедлительно перейти к лечению. Причинным фактором детских форм дизартрий является органика в подкорковых структурах. Возникает вследствие:
- инфекций, перенесенных в перинатальном периоде влияния токсикоза в период вынашивания ребенка;
- гипоксии или травмы мозга при родах;
- воспалительные заболевания мозга в анамнезе.
Последствие заболевания могут повлиять на умственное развитие ребенка, проявляющееся:
- нарушением в развитии движений, особенно в выполнении мелких, точных движений;
- трудностями в общении, выраженных в непонимании смысла обращений; - - затруднением в обучении (письмо и чтение).
Трудности речевого развития способствуют отставанию в развитии интеллектуальных особенностей. Таких детей приходится обучать в специальных учебных заведениях.
Симптомы дизартрии
Полная характеристика детей с дизартрией составляется специалистами, но ряд симптомов родители могут увидеть самостоятельно и предпринять необходимые меры для лечения заболевания. Помимо нарушений звукопроизношения сбиваются голос, речевое дыхание, темп, ритм, мелодичность речи. К признакам дизартрии относятся:
- слабость артикуляционных мышц, которая проявляется по-разному: при открытом рте язык ребёнка вываливается самопроизвольно наружу, губы слишком плотно сжаты или чересчур вялые и не смыкаются, наблюдается повышенное слюноотделение;
- кажется, что ребёнок постоянно говорит в нос, хотя признаков гайморита и насморка нет;
- звуки в словах искажаются, заменяются на другие, пропускаются - причём не какой-то один определённый звук, а несколько или сразу все;
- нарушается речевое дыхание: к концу фразы речь затухает, в середине предложения ребёнок может задохнуться, начать часто дышать;
- наблюдаются нарушения голоса: у детей, страдающих дизартрией, он слишком высокий и писклявый;
- проблемы с мелодичностью речи: ребёнок не в состоянии изменять высоту тона, речь отличается монотонностью, поток слов слишком быстрый или чересчур замедленный, но в обоих случаях непонятный.
Внимательные родители могут заметить нарушение речи у своих детей уже в раннем возрасте. Это позволит своевременно обратиться к нужным специалистам и по возможности подготовить ребёнка к школе.
Лечение дизартрии
Заболевание требует лечебно-педагогического комплексного воздействия. Медикаментозное лечение дизартрии у детей сочетается с логопедической коррекцией и ЛФК.
- Логопедическая работа.
Логопедическая коррекция состоит из специальных занятий для детей.
После диагностики ребенка логопед составляет план коррекции дефекта. В большинстве случаев это упражнения на:
- развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, гимнастика);
- развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика);
- развитие речевого и физиологического дыхания;
- коррекцию нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения;
- развития фонематических процессов;
- развитие речевой коммуникации.
- Логопедический массаж, массаж спины и шейно-воротниковой зоны
- Физиолечение (СМТ под корень языка, парафиновые аппликации, Вокастим и др.)
- ЛФК (упражнения направлены на развитие общей моторики), тренинги на аппаратах с БОС
- Медикаментозное лечение назначается в случае, если дизартрия сочетается с другими неврологическими нарушениями (например, снижена память, восприятие информации и др.)
Прогноз при дизартрии в детском возрасте всегда остаётся неопределённым, так как болезнь предполагает необратимые нарушения ЦНС и отделов головного мозга. Цель лечения данного заболевания — формирование у ребёнка речи, понятной окружающим и не мешающей дальнейшему усвоению элементарных навыков чтения и письма.