Из-за нарушений в функционировании мозг не может нормально контролировать мышцы тела, то есть сообщать им, как двигаться, и контролировать их тонус. Как следствие младенцы с церебральным параличом испытывают сложности с овладением основными двигательными навыками, такими как ползание, сидение или ходьба.
Учитывая то, что церебральный паралич затрудняет развитие ребенка и, как правило, вызывает проблемы, которые остаются у человека на всю жизнь, он классифицируется как нарушение развития. Даже если повреждение мозга , вызывающее церебральный паралич наблюдается уже при рождении, врачам часто бывает сложно его обнаружить. Поэтому диагноз может быть поставлен не сразу.
В настоящее время существуют способы прогнозирования детского церебрального паралича у доношенных и недоношенных детей(Автор патентов — Аронскинд Е.В.). А именно, на основании определенных критериев, данных анамнеза и клинических проявлений в возрасте 1 месяца жизни ребенка возможно с точностью 95% и чувствительностью 80% прогнозировать формирование ДЦП к году жизни ребенка.
Степень задержки развития ребенка , вызванная церебральным параличом , зависит от того на сколько серьезно повреждение мозга и какая его часть задета. Поскольку разные области мозга по-разному влияют на наши движения , на работе одних мышц повреждение мозга может сказываться больше или меньше чем на других.
За основу классификации церебрального паралича могут быть взяты как наиболее пораженные мышцы, так и очаги повреждения мозга, которые вызывают двигательные проблемы.
Формы детского церебрального паралича
Согласно международной классификации выделяют три основные формы ДЦП
- Спастическая форма
— тетрапарез.
Этот тип ДЦП оказывает воздействие на мышцы всего тела ребенка , затрудняя работу корпуса, рук и ног. Даже мышцы лица могут быть поражены, что вызывает проблемы с едой и речью в дополнение к проблемам с крупной и мелкой моторикой . Дети с серьезными проявлениями тетрапареза испытывают сложности с большинством повседневных занятий.
— диплегия.
Означает что поражены в основном ноги. Часто родители не подозревают , что в развитии ребенка есть проблемы пока ему не исполняется семь или девять месяцев и окружающие не обращают внимание на то, что у него не получается сесть. Обычно дети с диплегией овладевают навыками , необходимыми для самостоятельного сидения, медленнее и не так хорошо как другие дети. Наибольшие сложности у них вызывают стояние и хождение. Из-за спастичности (напряжения) ног дети с диплегией , как правило встают на «носочки» и сводят вместе колени. В зависимости от степени проявления ДЦП некоторые дети с диплегией смогут проходить небольшие расстояния с ходунками, а другие могут овладеть навыком независимого хождения — сначала в доме а затем и на улице.
— гемипарез.
Поражается только одна сторона тела. Рука обычно больше, чем нога. Очень часто дети с гемиплегией могут компенсировать свою одностороннюю слабость с помощью неповрежденной руки или ноги. Они могут овладеть большинством навыков также быстро как и дети без ДЦП, пока не наступает момент для овладения навыком хождения. Слабость, плохая координация и спастичность приводят к задержке незаисимого хождения на год или больше. В зависимости от степени повреждения дети могут почти совсем не владеть поврежденной рукой или пользоваться ей ограниченно.
- Дискинетическая (экстрапирамидный церебральный паралич).
Эти дети страдают патологически низким мышечным тонусом, что означает, что их мышцы очень слабы и их сложно контролировать. У таких детей наблюдаются непроизвольные движения.
— дистония — изменение мышечного тонуса (может отмечаться как повышение,
так и понижение тонуса)
— атетоз — медленные и волнообразные движения
— хорея — движения внезапные, быстрые и дерганные
- Атаксическая — характеризуется низким тонусом мышц, нарушением координации, размашистыми движениями при выполнении целенаправленных движений,.
нередки речевые расстройства.
Смешанные формы ДЦП.Дети страдают как мышечной спастичностью, как и непроизвольными движениями, характерными для экстрапирамидного вида ДЦП.
В мировой практике в качестве инструмента для оценки степени тяжести ДЦП с точки зрения ограничения степени функционирования в обыденной для пациента среде внедрена и активно используется Шкала глобальных моторных функций (Gross Motor Function Classification System GMFCS, 1997)
GMFCS представляет собой 5-ти уровневую шкалу:
- I уровень — ходит без ограничений.
- II уровень — ходит с ограничениями.
- III уровень — ходит с применением вспомогательных приспособлений
- IV уровень — передвигается с ограничениями, возможно использование электроприводных вспомогательных устройств;
- V уровень — мобильность только в механическом инвалидном кресле.
Другие проблемы, связанные с ДЦП
Поражение очагов мозга ребенка с ДЦП может оказывать воздействие и на другие области мозга, приводя к дополнительным нарушениям, таким как умственная отсталость, судороги, потеря слуха или зрения, нарушения речи. Однако не предполагайте по умолчанию, что ваш ребенок с ДЦП имеет дополнительные нарушения. Из-за того , что движения ребенка отличаются от движений других, не стоит тут же делать выводы , что и все остальное у него идет не так.
Прогноз
Прогноз возможности самостоятельного передвижения и самообслуживания у пациентов с ДЦП в значительной степени зависит от типа и объема двигательного дефекта, уровня развития интеллекта и мотивации, качества речевой функции и функции рук и, самое главное, в какие сроки начато лечение и какими методами и в каком объеме проводятся реабилитационные мероприятия.