Речь — это приобретенный навык, формирующийся по мере взросления человека, и помогающий выражать чувства и эмоции, а также осуществлять информационную передачу при помощи речевого аппарата.
Речь, как основополагающее мышления и логики
Дошкольный возраст является важным этапом в формировании ребенка как личности. Речевые навыки — часть системы, при наблюдении за которой можно отследить ступени развития мышления. По связной речи можно определить умение воспринимать услышанное, увиденное событие и выстраивать ход мыслей в логически правильную цепочку. Задача родителей отслеживать развитие речевых навыков и при любом отклонении от нормы проконсультироваться со специалистом. Ранее выявление речевого нарушения, позволит не только скорректировать отставание в речевой функции, но и стимулировать развитие речи, а также обеспечит дальнейшее полноценное развитие ребенка.
В нашем медицинском центре работают профессионалы, которые помогают проанализировать речевое развитие ребенка и откорректировать функции речевого аппарата, если это необходимо.
Развитие речи по годам
Фундаментом закладывания речевых навыков, а также активного формирования областей мозга – Вернике и Брока, отвечающие за речь, считается период от рождения до года.
В этот период времени ответственность за своевременное обнаружение нарушений речевого аппарата принадлежит взрослому человеку, в частности родителям. Для этого необходимо знать условные нормы этапов развития речи детей, но для каждого ребенка они являются индивидуальными. При своевременном выявлении отклонений от условных норм следует пройти диагностику у специалиста, в данном случае за речевое развитие дошкольника отвечает логопед.
Развитие речевого аппарата начинается с рождения, важными этапами для правильного функционирования является гуление, активный лепет и появление первых слов.
Возраст полутора лет становится переломным в связной речи, происходит активное расширение слогового языка — это связано с изучением окружающего мира, в том числе приходит понимание социального взаимодействия.
К двум годам ребенок способен строить простые предложения и описывать таким образом свои потребности. Пытается вести диалог со взрослыми на их уровне.
В три года речевое развитие ребенка достигает пиковых значений, когда эмоциональное реагирование вытесняется, при большом активном словарном запасе, выражением желаний через связную речь. Происходит взаимодействие со сверстниками, путем вопрос-ответ.
В пять лет ребенок полноценно владеет речевым общением: лексической речью и фонематическим восприятием. А также в этот период начинается активное расширение круга общения, при этом предпочтение отдается сверстникам.
Отличие логопеда от логопеда-дефектолога. Методы работы.
При первом столкновение с отклонением в развитии речи детей чаще всего родители теряются к какому специалисту обратиться, так как в обществе отсутствует медицинская грамотность. За проблемы, связанные с речью, отвечают два специалиста: логопед и логопед-дефектолог.
В целом, оба эти специалиста работают с нарушениями речевого развития ребенка, но у логопеда-дефектолога намного шире спектр деятельности. Специализация дефектолога заключается в помощи детям с психологическими или физическими особенностями в развитии. Главной задачей такого специалиста — исправление и улучшение функций памяти, логического мышления и других навыков социализации. Работа начинает вестись с раннего возраста, примерно год, полтора, и позволяет увеличить шанс коррекции интеллектуальных нарушений и вывести их на уровень “нормотипичного” ребенка к школьным годам.
Логопед работает с детьми, интеллектуальная способность которых не нарушена, но требуется коррекция произношения звуков, словоформ и других особенностей речевого развития.
В зависимости от причин дефектного речевого развития ребенка, а также возрастной группы, подбирается для занятий с логопедом определенная методика дальнейшей работы.
Виды методик работы с дошкольниками:
- Массажи: логопедический, артикуляционный. Подразделяется на несколько видов, для каждого конкретного пациента подбирается индивидуально. Бывает расслабляющий и стимулирующий, при этом затрагиваются не только мышцы языка и лица, но и голосовых связок.
- Упражнения на подражание. Первоначально логопед показывает выполнение того или иного задания, например, произнести звук, а ребенок повторяет. Со временем в памяти остается закрепленное правильное произношение;
- Упражнения в игровой форме. Для занятий применяются настольные игры, кубики, либо используются подвижные игры, в процессе которых отрабатываются проблемные буквы или слоги;
- Речевые занятия. Происходит многократное повторение одного и тоже звука для разработки мышц ротовой полости или голосовых связок;
- Гимнастика артикуляционных мышц. Это специальные артикуляционные упражнения позволяющие укрепить мышцы языка, губ;
- Дыхательные упражнения. Помогает сделать речь спокойной, без лишней торопливости и поставить некоторые звуки.
Показания для обращения к специалистам:
- расстройство аутического характера;
- отставание в психическом развитии, относительно условной нормы;
- нарушение речевой функции на фоне проблем со слухом или зрением;
- умственная отсталость;
- ДЦП;
- искажение звуков в словах;
- заикание;
- замедление речи (брадилалия);
- укоренная невнятная речь (тахилалия).