Каждый из нас когда-либо сталкивался с человеком, имеющим заикание, и представляет как проявляется этот речевой дефект.
ЗАИКАНИЕ - нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.
Это достаточно серьезное нарушение, вызванное нарушением в нервной системе.
Ответственные родители, услышав запинки в речи своих детей, начинают переживать, что это начало заикания. Но это не всегда бывает так. У детей с 2-5 лет периодически могут появляться ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИТЕРАЦИИ (т.е. запинки несудорожного характера). Это происходит потому, что речь ребенка находится еще в стадии развития, и часто мыслительные процессы опережают речевые возможности. Такие запинки обычно уходят самостоятельно.
Но как же отличить физиологические итерации от начала заикания?
- При запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи и т.д. в отличие от заикания.
- На просьбу «сказать лучше», ребенок с физиологическими итерациями скажет медленнее и четче, без запинок. Ребенок же с заиканием скажет только хуже.
- Проанализируйте причины «неожиданного» нарушения ритма речи у ребенка, в какой момент появись запинки, как часто повторяются. Необходимо помнить, что заикание может передаться по наследству.
Дорогие родители, будьте внимательны к речи ребенка! Да, запинки - это не всегда заикание, но даже при физиологических итерациях необходимо проводить профилактическую работу