Специалист по массажу
Роль в реабилитации
Задачу по восстановлению тех или иных нарушенных функций ставит врач ЛФК. После этого массажист воздействует на ребенка напрямую – посредством тактильного контакта. Также он оказывает воздействие на психологическом уровне: помогает уменьшить стресс, адаптироваться к изменившимся условиям жизни, мотивирует пациента продолжать работу над восстановлением.
Какие функции и процессы в организме восстанавливает
После лечения опухолей головного мозга из-за длительного нахождения на лечении у ребенка может возникнуть гиподинамия (снижение двигательной активности), спастика (излишнее напряжение) или, наоборот плегия (паралич, частичное или полное отсутствие двигательной активности). Задача специалиста по массажу – улучшить подвижность в теле, снять напряжение. Воздействие на ткани и прорабатывая мышцы, специалист помогает расслаблять их, улучшать кровообращение, питание, вернуть им двигательные возможности и чувствительность.
Методики работы
Локальный массаж (работа с отдельными частями тела). В период реабилитации не рекомендуется делать общий массаж. В основном выполняется локальный массаж, работа с отдельными частями тела. Для этого массажист использует мягкие техники из йога-массажа (тайского массажа), методику миофасциального релиза ( техника, направленная на глубокое расслабление мышц и их оболочки, путем мягкого растяжения, скручивания) и постизометрической релаксации (техника, основанная на работе нервной системы, когда специалист просит пациента напрячь определенные мышцы, а после мягко растягивает их, за счет чего получается устранить напряжение): растягивания, скручивания, активно-пассивные движения с включением пациента в работу.
ПНФ-методика. Методика постепенного восстановления контроля над движениями с помощью тренировки обратной связи: мышца – мозг – мышца. Она используется при неврологических отклонениях, нарушении координации и делится на три этапа. Сначала массажист двигает конечностями вместо пациента, создавая шаблон движения и обучая нервную систему новому мышечному стереотипу (этап демонстрации). Затем пациент подключается к работе и сопровождает действия (этап обучения). На третьем этапе (тренировочном) он самостоятельно выполняет движение, а массажист его только сопровождает, помогает или дает дополнительную нагрузку, это укрепляет мышцы, улучшает нервную проводимость (взаимосвязь между мышцами и мозгом).
Суставная гимнастика. Например, при нарушении походки, прорабатывается целиком мышечная цепь от кончиков пальцев до тазобедренного сустава и поясницы, чтобы ребенок освободился от напряжений в глубоких мышцах и связках и начал двигаться правильно.
Продолжительность курса
Продолжительность курса определяется врачом и зависит от отклика тканей (реакции пациента на оказываемую нагрузку и скорости восстановления/прогресса) и того, как оценивается состояние пациента. Продолжительность одного занятия – около получаса.
Работа должна вестись не только во время сеанса массажа, но и в домашних условиях. При отсутствии регулярных занятий может наблюдаться регресс. Задача массажиста – составить домашнюю программу упражнений, мотивировать не только ребенка, но и его родителей на ее выполнение.
Статья из брошюры: Жизнь вашего ребенка после онкологических заболеваний ЦНС