Методика основана на остеопатических техниках различных школ, сведённых в единую технологию. Приёмы отличаются большой мягкостью и эффективностью, позволяют работать с детьми с первых дней жизни, с детьми, страдающими ДЦП, с беременными, с людьми пожилого и старческого возраста, а также с теми пациентами, которым обычный массаж и мануальная терапия противопоказаны. Важное отличие метода – концепция единого позвоночника – единого во всех отделах – шейном, грудном, поясничном, крестцовом, копчиковом.
Более подробно о ДЦП. Детский церебральный паралич – это не отдельное заболевание, а описательный термин. Он означает нарушение развития движений, произошедших из-за непрогрессирующего поражения развивающегося мозга плода или ребёнка. Двигательные нарушения при ДЦП могут сопровождаться нарушениями чувствительности, познания, восприятия, поведения; могут быть эпилептические проявления. За последнее время количество детей с ДЦП значительно увеличилось. Но если в США ДЦП отмечается у 1-2 детей на 1000 новорождённых, то в России по различными данным от 6 до 13 на 1000 новорождённых! Создатель термина ДЦП доктор Литтл считал главной причиной ДЦП родовую травму и гипоксию (кислородную недостаточность) во время родов. Именно эти факторы являются причиной повреждения головного мозга ребёнка. Резкий рост ДЦП связан с активным использованием родостимулирующих средств. При опросе, проведённом врачами и психологами общественной организации «Содействие защите прав инвалидов с последствиями ДЦП», в более чем 700 семьях с инвалидами ДЦП у 90% матерей искусственно вызывали и/или ускоряли роды. Во время родов происходят физиологические процессы, подготавливающие родовые пути матери и организм ребенка к рождению. Питание ребёнка кислородом и питательными веществами происходит через организм матери, плаценту и пуповину. Препараты, используемые акушерами для вызова родов и усиления схваток, вызывают увеличение тонуса матки и снижение притока крови к плаценте и плоду. По данным допплерометрии, сопротивление току крови в маточных артериях после применения искусственно синтезированного гормона окситоцина и его аналогов существенно повышается. В результате ребёнок получает не только травму, но и гипоксию, нехватку кислорода, в первую очередь для мозга. Клинические проявления ДЦП различные и зависят от характера и объёма повреждения мозга. Основу составляют двигательные расстройства – параличи, нарушения мышечного тонуса и координации движений. Могут быть нарушения зрения и слуха, задержка развития речи и психики. Замечено, что ДЦП у мальчиков бывает в 1,3 раза чаще, чем у девочек. Многие специалисты считают, что причина этого в том, что голова у мальчиков имеет большие размеры, чем у девочек. Подтверждается этот факт тем, что дети, рождённые при плановом кесаревом сечении под общим наркозом, практически не имеют диагнозов ДЦП. И это даже при сердечных, эндокринных и неврологических заболеваниях у матерей. Если в результате неправильно родовспоможения ребёнок уже получил родовую травму и гипоксию, что мы можем сделать?
Во-первых, восстановить положение и подвижность костей черепа. Во-вторых, необходимо устранить смещения шейных позвонков для восстановления кровотока мозга. Практически у всех детей встречаются смещения крестца. Это следствие не только компрессии от крестца к голове при сокращении матки во время родов, но и внутриутробных напряжений, особенно при сколиозах у матери. В-третьих, необходимо заниматься с ребёнком при помощи двигательного комплекса пассивных движений.
Для лечения детей старше пяти лет нужно применять остеопатическую суставную гимнастику – оздоровительный комплекс дозированных движений. Этот комплекс действует более активно. Есть чередование усилия и расслабления после него.
Можно рекомендуемый автором комплекс поделить на несколько частей. Нагрузку по мере адаптации к ней можно повышать. Для маленьких детей возможно проведение сеанса в игровой форме.
Один из технологически важных вопросов – подвижность рёбер. Рёберно-позвоночные суставы имеют мощные короткие связки, поддерживающие жесткость грудной клетки. Межрёберные мышцы, особенно верхних рёбер часто бывают напряжены и в значительной степени теряют эластичность уже к 13-14 годам. Это приводит к фиксации ребра с позвонком. Позвонок может при этом двигаться, выполняя наклоны вбок, вперёд и назад. Но он двигается только с ребром! В ротацию двигаться он не может! Ядро межпозвонкового диска ещё может смещаться, но коллагеновые волокна диска почти не двигаются и постепенно теряют эластичность. Напряжение в этой зоне нарастает, и сколиотические смещения позвонков усугубляются. Страдают при этом и межрёберные нервы, которые могут ущемляться напряженными мышцами. Сколиозы 3-4 степени всегда поддерживаются смещёнными рёбрами. Причём бывает это и в возрасте 6-18 лет, т.е. организм создаёт фиксацию рёбер для предупреждения быстрого развития сколиоза. Но эти же фиксации препятствуют его коррекции. Поэтому одной техники, даже хорошей, для решения этой задачи мало. Нужны разные техники, основанные на разных принципах, что и выполнено в методе.
БЕЗ ПОДВИЖНЫХ РЕБЁР ПОДВИЖНОСТЬ ПОЗВОНОЧНИКА НЕВОЗМОЖНА!
Правила классической остеопатии говорят о том, что при лечении пациента надо стремиться выходить на первопричину, начальное или первичное остеопатическое поражение. По мнению классических остеопатов устранение адаптации приводит к поиску новой, что отнимает у организма энергию и иногда бывает болезненным.
В то же время, мы не стремимся к поиску первопричины на первых сеансах, действуя от сеанса к сеансу по определённой схеме (хотя возможны и варианты).
Эта схема предусматривает:
- восстановление подвижности всех позвонков (включая крестцовые и копчиковые);
- восстановление подвижности рёбер
- восстановление подвижности костей таза
- восстановление нормального тонуса (и кровотока) внутренних органов, связок и тканей (висцеральный массаж)
- устранение напряжений внутрикостных силовых линий полых костей конечностей
- восстановление подвижности суставов и позвоночника на уровне выше среднего (то есть спортивном) в любом возраста.
Пациенты уже на первой стадии восстановления не страдают от поиска новой адаптации, а выглядят бодрыми и вполне довольными жизнью и работой. Количество специалистов, работающих по этому методу, превысило сто человек, и все работают хорошо, хотя в какой-то степени и по-разному. Но это как почерк, который никогда не бывает одинаковым. Статистика говорит о том, что работает именно система, то есть «методика Толстоносова А. А.». Чем же она отличается от других остеопатических методов? Ведь она основана на трёх остеопатических техниках:
- миофасциальной релизинг технике (МФР)
- мышечно-энергетической технике (МЭТ)
- технике Рекойл (отскок)
А отличается тем, что содержит важный компонент – суставную гимнастику на основе МЭТ. Благодаря такой гимнастике метод становится не только лечебным, но и тренирующим. Если позвоночник во всех отделах, включая синхондрозы крестца и копчика, содержит 126 суставов (!), то, наверное, более логично их тренировать, чем лечить некоторые из них, не трогая остальные. Только при хорошей подвижности всех суставов позвоночника можно говорить об оптимальной иннервации органов, нормальной работе нервных и энергетических центров организма. При активной работе во всех отделах позвоночника в организм на каждом сеансе вносится большое количество изменений.
Меняется :
- иннервация органов
- циркуляция жидкостей (кровь, лимфа)
- подвижность многих суставов и позвонков
- тонус мышц, мышечные стереотипы (походка, осанка и т.д.)
- питание внутренних органов и их активность (выделение желудочного сока, желчи и других ферментов)
- кровоток мозга
- выделение спинномозговой жидкости
Возможно, поэтому организм не ищет адаптацию к какому-то отдельному изменению после коррекции, а МЕНЯЕТ СОСТОЯНИЕ. После каждого сеанса это новое состояние приближается к оптимальному. То есть к балансу. Процессу способствует то, что сеансы проводятся не ежедневно, а один-два раза в неделю. Это позволяет организму фиксировать внесённые изменения и активно участвовать в процессе восстановления, включая не работавшие ранее системы саморегуляции. Вдобавок от применения метода мы можем получить то, что нам не могут дать прекрасные современные остеопатические техники – тренировочный или тренирующий эффект при постепенном повышении нагрузок. При этом метод помимо лечебного становится и спортивным, но без травм и несимметричных нагрузок, которые неизбежны в спорте. В основе метода – дозируемая тренировка, с современным пониманием биомеханики позвоночника и всего опорно-двигательного аппарата. При получении достаточной подвижности многие болезни невозможны физиологически.
Коррекция дисфункции таза мышечно-энергетической техникой (МЭТ)
Общие правила проведения МЭТ (в применении для коррекции дисфункции):
1. Первым этапом является максимальное пассивное раскрытие сустава и достижение преднапряжения.
2. Необходимо определить вектор применения МЭТ таким образом, чтобы расслаблению мышц неправильно функционирующего сустава максимально способствовало его дальнейшему раскрытию и освобождению.
3. Активное усилие пациента в большинстве приёмов должно быть небольшим.
4. Во время расслабления после изометрического напряжения врач не столько растягивает мышцы, сколько следует за их расслаблением.
5. При применении приёмов в положении лёжа на боку пациент всегда лежит на здоровом боку (то есть «дисфункция сверху»).
6. Для установления эффективности проведённого приёма обязательно проводится повторное тестирование (ретест). Лечение может быть завершено, если достигнуто не менее 50% восстановления объёма движения. Остальной объём восстановления за счет включения нейромышечных механизмов. В связи с этим не стоит добиваться полного восстановления, так как собственные физиологические процессы могут вызвать развитие гипермобильности с последующим рецидивом дисфункции.
7. Для оценки положения крестца до и после лечения врач должен стоять доминантным глазом со стороны дисфункции.
Непосредственные (немедленные) эффекты МЭТ
- уменьшение или исчезновение боли (в некоторых случаях боль в мышце может сохраняться в течение дня)
- ощущение тепла в области лечения
- релаксация
- улучшение подвижности
- ощущение утомлённости, сонливости. При эффективном лечении нескольких дисфункций могут быть и другие вегетативные реакции (например, озноб, ощущение холода). В этом случае пациент после процедуры должен полежать укрытый тёплым одеялом 15-20 минут. В случае острых болей сеансы рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю, в хронических случаях
Остеопатическая техника «Рекойл» - высокоэффективное средство для увеличения подвижности костных структур.
Остеопатическая техника «Рекойл» (отскок) была создана французскими остеопатами и описана в совместной работе Поля Шоффура и Эрика Прата «Механическая остеопатическая связь». Основной приём досаточно просто и в то же время высоко эффективен. Он заключается в надавливании на какую-либо структуру (позвонок, ребро, сустав) со средним или небольшим усилием и быстрым прекращением усилия (отскок). При этом возникает микродвижение данной костной структуры, в результате чего расслабляются фасции, мышцы и связки, связанные с этой структурой.
После этого расслабления, как правило, идут изменения тонуса мышц и связок в соседних структурах. Цепочки изменений могут идти достаточно далеко от места приложения усилия. Основная техника эффективна и действует всегда, степень изменений всегда индивидуальна. Для максимальной эффективности П. Шоффур стремится найти «первичное остеопатическое поражение». Первичное поражение – это индивидуальное остеопатическое поражение, которое при осмотре пациента и в данный момент времени имеет по сравнению со всеми другими поражениями самую сильную степень сопротивления тканей. Кроме этого, могут быть и другие поражения. Остеопатическое поражение – это ограничение подвижности одной из структур тела.
Индивидуальное остеопатические поражение – это наименьшая единица, идентифицируемая при систематическом общем осмотре.
Общее остеопатическое поражение – это сумма всех индивидуальных поражений, выявленных в ходе общего остеопатического осмотра.
«Первое» поражение или «оригинальное», то есть «лежащее в основе» - это отправная точка цепи поражений. Это элемент, породивший череду нарушений равновесия, которые затем внедряются по особой схеме, индивидуальной для каждого пациента.
Для обнаружения остеопатических поражений создается натяжение тканей на уровне определённого сегмента тела.
Тест натяжения позволяет проверить натяжение фасций, связанных с обследуемой структурой. Это натяжений тканей тела производится надавливанием или тракцией, или комбинацией компрессии и тракции. При выполнении такого теста, можно получить информацию:
- о гибкости и эластичности тканей, (негативный тест – нормальная эластичность тканей);
- о явном сопротивлении тканей, (позитивный тест – остеопатическое поражение).
При работе в этой системе требуется проведение во время сеанса большого количества тестов на эластичность тканей (подвижность костных и других структур). Во время каждого сеанса нужно провести их около 200! Каждая костная структура исследуется на подвижность в нескольких направлениях (глобальный тест). После обычных тестов проводятся «тесты ингибиторного баланса», сравнивающие степень эластичности тканей в разных зонах. После этого проводится специфический тест для детального анализа индивидуального поражения, которое предстоит лечить. После этого проводится определение доминирующего поражения (первичное поражение). Коррекция техникой Рекойл направлена на доминирующее поражение так, Чтобы освободить точку максимального натяжения, которая блокирует данную структуру. Когда коррекция завершена, снова проводятся те же тесты. Теперь нужно проконтролировать все те поражения, которые были отмечены в карточке пациента.
Таким образом, при несомненной эффективности метода, система тестов не является простой. Особенно это касается тестов ингибиторного баланса. Когда напряжений много и они значительны, их сравнение бывает сложным. Поэтому у автора при изучении этой техники возник вопрос: если мы уже положили пальцы (палец) на какую-то структуру для её исследования, почему бы нам не убрать пальцы не обычным путём, а быстро, выполнив Рекойл?
В том случае мы не всегда получаем общий эффект, но всегда получаем частный, в области данной структуры тела. Что называется, здесь и сейчас! И таким способом можно пройти по определённой схеме, сразу же проводя диагностику и лечение. Напряжений при этом становится значительно меньше, чем мы получаем общее глубокое расслабление. Поэтому, если мы на данном сеансе не нашли «первичное поражение», это не страшно. Если поражений становится меньше, мы устраним его на одном из последующих сеансов. Самочувствие пациента при этом всегда улучшается, результат превысил ожидания.
Во-первых, с помощью рекомендованной (но выполненной в упрощённом варианте) диагностики стало возможным выявление ограничений подвижности рёбер в синхондрозах. Оказывается, даже при хорошей общей подвижности грудной клетки рёбра нередко двигаются блоками «ребро-позвонок-ребро». При этом рёбра из-за мошной системы межрёберных мышц ограничивают подвижность позвонка и позвоночника в целом! Позвонок не может самостоятельно двигаться в ротацию, он может двигаться только вместе с ребром! Естественно, при этом происходит нарушение иннервации и негативное влияние на соответствующие органы. Основной приём (Рекойл) позволяет устранять даже давние напряжения, восстанавливая подвижность рёбер.
Во-вторых, Рекойл позволяет эффективно работать с первым ребром. Зона «превое ребро-первый грудной позвонок-ключица-лопатка» является одной из наименее подвижных. Плечи у большинства людей подняты и напряжены уже со школьного возраста. Напряжение лестничных мышцы создаёт компрессию нижних шейных позвонков, ограничение кровотока в шее и ограничение подвижности первого грудного позвонка. Самый простой и быстрый способ устранить эти проблемы – опустить первые рёбра при помощи техники Рекойл.
В-третьих, появился удобный и эффективный инструмент для работы с 5-м поясничным позвонком. Поскольку он находится в углублении между парными костями таза, работать с ним непросто. Техника «Рекойл» при воздействии на остистый отросток позвонка даёт возможность достаточно быстрой его коррекции или восстановления подвижности. Попутно выяснилось, что 5-й поясничный позвонок чаще всего находится в блоке с крестцом, ограничивая его подвижность. При этом даже гиперлордоз, как правило, начинается с 4-го или 3-го поясничных позвонков! Устранение блока в пояснично-крестцовом переходе намного упрощает коррекцию крестца и значительно увеличивает подвижность всего позвоночника.
В-четвертых, добавление техники Рекойл к американской остеопатической «технике мииофасциального расслабления» намного ускоряет процесс расслабления верхней части шеи. Это позволяет восстановить подвижность 1-го шейного позвонка независимо от давности дисфункции, практически в любом возрасте. По мере практического применения этой техники стало ясно, что родовая травма (смещение первого и второго шейных позвонков) имеется практически у 100 процентов нашего населения!!! Причина этого в том, что когда матка выталкивает плод, родовые пути сопротивляются его продвижению. Поэтому верхние шейных позвонки (и крестец) смещаются практически всегда. Разница лишь в степени смещений. Есть и хорошая новость: в возрасте 2-3 месяца эти дисфункции можно устранить за 2-3 сеанса. В более зрелом возрасте сеансов требуется больше, но эффективная коррекция возможна даже после 70 лет.
В-пятых, техника Рекойл позволяет работать с крестцом не как с единой костью, а с каждым крестцовым позвонком в отдельности; при необходимости возможна даже коррекция их смещений. Связки и мышцы таза при этом восстанавливают свою эластичность, а кости таза двигаются более оптимально. И это положительно влияет на подвижность позвоночника и функцию внутренних органов.
Таким образом, техника Рекойл намного увеличивает возможности остеопата или массажиста, ускоряет расслабление и упрощает коррекцию дисфункций, даже при ограниченном применении.