Профилактика последствий ППЦНС
Напомним, что перинатальное поражение ЦНС чащегипоксического генеза - это патологическое состояние нервной системы, развившееся вследствие неадекватного поступления кислорода в ткани мозга при сочетанном воздействии гипоксемии и ишемии во внутриутробном, интранатальном и неонатальном периодах(22 нед. беременности до 7 дней жизни)
К последствиям ППЦНС относят:
- Различные формы гидроцефалии;
- Расстройство вегетативной автономной нервной системы;
- Гиперактивное поведение, гипервозбудимость;
- Нарушение (задержка) моторного и речевого развития;
- Органические формы нарушения психического развития;
- Симптоматические судороги и ситуационно обусловленные пароксизмальные расстройства;
- Симптоматические эпилепсии и эпилептические синдромы раннего детского возраста;
- Формирующиеся и сформированные детские церебральные параличи – ДЦП.
Прогнозирование и выявление вышеперечисленных последствий является очень важной и сложной задачей, которая стоит перед врачом неврологом при первом осмотре малыша и в дальнейшем при наблюдении его в динамике.
Своевременно начатое лечение, как правило, предотвращает развитие тяжелых последствий или клинические проявления заболеваний становятся минимальными или не проявляют себя в течение всей жизни.
Очень важно начать раннее лечение, т.к. увеличение объема головного мозга ребенка, связанное с завершением процессов миелинизации в первые два года жизни и интенсивным развитием межнейрональных связей, обусловливает его высокую пластичность и восприимчивость, особую чувствительность к определенным воздействиям. Возможность обучаемости мозга определяет эффективность абилитации, проводимой в первые годы жизни, что признается в настоящее время всеми специалистами, работающими в этой сфере.
При выявлении, например, задержки становления навыков статико-моторного и психо-предречевого развития в первую очередь акцент ставится на развивающие методики в общении с малышом, которым активно обучают родственников, а также стимулирующим курсам массажа, гимнастики, физиотерапии.
При регистрации двигательных нарушений предпочтение отдают обучению матери навыкам кинезиотерапии и двигательной реабилитации, а также массивным курсам физиотерапии.
После года активно начинаем профилактировать гиперактивное поведение, гипервозбудимость и задержку речи. В этом случае подключаются специалисты нейропсихологи, логопеды-дефектологи со специально разработанными программами для малышей.
Для каждой задачи есть свои инструменты решения. Родители помните, что нет ничего более эффективного, чем профилактика.