Адаптация ребенка к школе
К сожалению, современная действительность: экология, новые вирусные заболевания и способы борьбы с ними, а также межличностные отношения в семьях, — не способствуют рождению и развитию психически здорового молодого поколения. Дети, приходящие в школу, несмотря на свой хронологический возраст, не всегда могут легко войти в строй примерных учеников. Даже при сильном и горячем их внутреннем желании, при высоком уровне школьной мотивации и при достаточно хорошем соматическом состоянии. А из этих детей, позже, в пятый класс приходят подростки, расторможенные и неуспешные, с несформированной произвольностью, тянущие весь класс назад. Это притом, что в образовательных учреждениях младшее школьное детство увеличили на год, и времени подготовиться к обучению в среднем звене и приобрести новые психологические новообразования стало гораздо больше, чем у предыдущих поколений. Иногда, напротив, встречаются очень талантливые дети. Но в силу гиперразвития в определенной области у них бывает недоразвитие в других сферах, что тоже мешает им адаптироваться к школе.
В чем причина таких печальных примеров? Только ли в педагогической запущенности ребенка, недостатке программ и методов обучения или в некомпетентности учителя? К сожалению, есть нарушения и другого порядка, которые не исправить с помощью увещевательных хитростей педагогов и стандартных методик школьных психологов.
Если ребенок приходит в первый класс общеобразовательной школы и начинает знакомиться с новыми знаниями, он должен быть к этому готов, иначе как снежный ком будут наслаиваться пробелы в понятиях и логических умозаключениях, которые потом дадут о себе знать в средней школе и, более того, во взрослом возрасте.
Сегодня современная нейропсихология отвечает на многие вопросы: что обязательно должно нормально функционировать в головном мозге ребенка для его успешного обучения в школе, какие структуры или функциональные системы не могут ничем компенсироваться, а какие из последствий мозговых нарушений поправимы.
Трудности в обучении детей в школе давно изучаются отечественными психологами, педагогами и педиатрами, выводы таковы, что причины часто кроются в наличии проявлений минимальной мозговой дисфункции и обусловленных ими задержками психического развития. В данном направлении было выполнено большое число исследований, которые отмечают перспективность и необходимость использования знаний клинической психологии, в частности — нейропсихологических знаний при анализе проблем школьной неуспеваемости. Нейропсихология индивидуальных различий рассматривается как основа использования нейропсихологических методов в школе. В связи с этим активно разрабатываются методы диагностики и коррекции выявляемых нарушений.
Проблемы обучения, связанные с несформированностью и дефицитарностью мозговых структур, побудили А.В. Семенович, Л.С. Цветкову и других нейропсихологов к разработке и описанию методов коррекции и реабилитации высших психических функций детей. Нейропсихологический метод решает задачи выявления причин и механизма отставания в развитии ребенка, развитии школьных навыков, изучает несформированность или задержку развития ВПФ и их структурную неполноценность, выявляет недостаточность работы определенных зон мозга функционального или органического генеза, то есть дает возможность соотнести девиацию или дефицит в развитии психики ребенка с задержкой созревания тех или других зон мозга.
Нейропсихологические исследования показывают, что более чем у 70% детей дизонтогенез происходит в подкорковых и стволовых отделах головного мозга, которые формируются внутриутробно или при рождении и закладывают основу для всего последующего онтогенеза. По результатам исследований Л.С. Цветковой, подавляющее большинство обследованных детей с дизонтогенезом средней степени тяжести составляют мальчики. Вместе с тем аналогичные проблемы у девочек выявляются более грубо.
С возрастом у ребенка маскируется та часть познавательного дефицита, которая связана с недостаточностью межполушарных и подкорково-корковых связей. Многие из проблем компенсируются за счет речевого опосредования, оставаясь несформированными. В этом случае симптомы этого синдрома размыты и противоречивы.
При исследовании готовности ребенка к школе в возрасте 6-8 лет необходимо не пропустить отклонения, несформированность в работе мозга и вместе тем увидеть потенциальные возможности ребенка. Важными плюсами нейропсихологического подхода в диагностике являются: качественный анализ развития функций и определение зоны ближайшего развития.
Для этого при диагностике готовности ребенка к школе используется помощь психолога, существует три ее градации:
- минимальный, его цель исследование понимания ребёнком задачи и способов, которые он использовал для её решения: сфокусировать внимание, сдержать импульсивность, инициировать самокоррекцию;
- промежуточный, цель: помощь ребенку в понимании проблемы: систематически исследовать каждый аспект задачи, одновременно рассматривать поступающую информацию из двух источников, определить важные для идентификации объекта черты;
- максимальный, цель — демонстрация: выбора правильного ответа, приведение основания, фокус внимания на различиях, прояснение сути задания.
Результат данного метода: это возможность классифицировать тип выполнения заданий в ходе предъявления тестов.
- Самостоятельное выполнение, определяемое числом правильно выполненных и обоснованных заданий.
- Видимое улучшение, определяемое по числу заданий, выполненных с помощью экспериментатора.
- Отсутствие видимого улучшения, определяемого по числу заданий, выполненных экспериментатором.
Первый тип выполнения заданий — достигнутый уровень когнитивного развития
Второй и третий — зона ближайшего развития, учебный потенциал.
Зачем нужно идти к нейропсихологу?
В возрасте 6-8 лет особое внимание нужно обращать на такие моменты:
- Незнание времени года;
- Незнание места нахождения;
- Трудности воспроизведения своих личных данных (имя, возраст, имя мамы, адрес проживания);
- Отвлекаемость, полевое поведение в ситуации обследования;
- Отказ от задания и общения с обследующим;
- Несформированность чувства дистанции (трогает волосы или одежду обследующего, некорректно называет его);
- Расторможенность, общее возбуждение, невозможность усидеть за столом даже 10 минут;
- Неадекватные эмоциональные реакции: плач, смех без видимых поводов;
- Симптомы агрессии или самоагрессии;
- Напряженность, растерянность, тревожность;
- Нечувствительность к оценкам взрослого, незаинтересованность в результатах обследования;
- Низкая умственная работоспособность и концентрация внимания (по сравнению с нормативными данными этого возраста);
- Отвлечения от выполнения задания (паузы более 10 секунд).
Психические процессы не являются содержанием мозга, но являются его функцией. Учение — это сложная познавательная деятельность, которая осуществляется при взаимодействии различных мозговых структур. Своевременность образования и полноценность функциональных систем являются психофизиологической основой высших психических функций, психических форм деятельности и успешности обучения ребенка.
Развитие структур и систем мозга строго подчинено базисным нейробиологическим закономерностям, актуализирующимся в конкретных социальных условиях. Формирование психики ребенка непосредственно связано с темпами роста и созревания его головного мозга. Частичное отклонение или нарушение в этом процессе приводит к осложнениям в психическом развитии.
Раннее обучение детей существенно обостряет проблемы школьников в усвоении знаний. Особенно это относится к мальчикам, у которых темпы созревания мозга медленнее, чем у девочек. Установлено, что около 16% первоклассников не готовы к школьному обучению, у 30— 50% детей выявляется функциональная незрелость без признаков умственной отсталости. Школьная же программа рассчитана на определенный уровень развития функциональных возможностей организма, и ребенок не может начать усваивать знания до тех пор, пока его организм и, в первую очередь, центральная нервная система не будут готовы к этому процессу. Клинические наблюдения и нейропсихологические исследования показывают, что при недоразвитии лобных долей мозга неизменно отмечается нарушение личностных компонентов.
Процесс психического развития младшего школьника должен опираться на гармоничное соответствие между психофизиологическими возможностями ребенка и требованиями, предъявляемыми социальным окружением. Известно, что основы знаний закладываются в младшем школьном возрасте, упущенное в этом возрасте трудно будет восполнить впоследствии. В связи с этим возрастает актуальность прогнозирования и коррекции умственного развития младших школьников и дошкольников.
По сути нейропсихологическая диагностика готовности ребенка к школе должна включать исследования:
- латеральных предпочтений для выявления моторных и сенсорных ассиметрий;
- двигательных функций, состоящих из кинестетического, кинетического (динамического) и пространственного праксисов и обследования тактильных, соматогностических функций и стереогностической деятельности;
- зрительного гнозиса (восприятие предметов, перечеркнутых изображений, незавершенных изображений, лицевой гнозис, эмоциональный гнозис, цветовой гнозис и анализ сюжетных картинок);
- пространственных представлений (гнозис, самостоятельный рисунок, копирование (тесты Тейлора и Рея-Остерицца) и др.);
- слухового гнозиса (восприятие различных звуков и шумов, ритмов, стуков);
- памяти (слухоречевой, зрительной);
- речевых функций (автоматизированной речи, фонематического слуха, артикуляции и кинетики, номинативности речи, понимания логико-грамматических конструкций, построения самостоятельного речевого высказывания);
- письма, чтения и счета (письмо следует выполнять обеими руками);
- интеллектуальных функций мозга (интерпретаций сложных картинок, сравнений понятий и т.д.).
По итогам нейропсихологического обследования нейропсихолог делает выводы и пишет заключение по оценке каждой отдельной функции, а только потом по всем симптомам сделать итоговое заключение. Рекомендации даются родителям, определяется направление коррекционных занятий по методу замещающего онтогенеза (то есть искусственно сформировать те функции мозга, которые не сформировались в срок). Иногда нужно клиническое заключение, которое родители передают неврологу, психотерапевту, психиатру для работы с ребенком, тогда отдельно нейропсихолог составляет такое заключение.
Задержка психомоторного развития у детей
Детская психика очень пластична и находится в состоянии постоянного формирования и развития, но в то же время подвержена множеству влияний, к которым у взрослой сформировавшейся личности чувствительность утрачивается. Эти влияния могут быть позитивными, способствующими взрослению и социальной адаптации, но чаще они все же оказываются негативными, ведущими к различным неприятным последствиям.
Как заниматься с детьми, имеющими нарушения внимания, моторики, социальной адаптации? В медицинском центре Здоровое детство разработана специальная обучающая программа для родителей.
Работа по психомоторной коррекции представляет собой цикл занятий для детей, имеющих те или иные нарушения в двигательной сфере, которые препятствуют адаптации в социуме. Для этого в процессе упражнений необходимо решить такие проблемы:
- Общая моторная неловкость;
- Неустойчивость и истощаемость нервных процессов;
- Снижение общей работоспособности;
- Внимания;
- Памяти;
- Двигательная заторможенность и расторможённость;
- Эмоционально — волевые проблемы;
- Трудности формирования пространственной организации.
Для осуществления всех этих целей в медицинском центре Здоровое детство существует индивидуальная программа реабилитации. Она включает в себя трёхуровневую систему. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга.
1-й уровень — активация энергоснабжения. Уровень ощущений и управления собственным телом. Обеспечивает общий энергетический фон. Базовыми являются дыхательные упражнения в сочетании с образным представлением и специальными способами повышения энергетического потенциала человека. На этом уровне формируются подкорковые структуры мозга.
Начина работать на первом уровне, мы восстанавливаем основной энергетический ресурс организма. Работаем с основными нарушениями этого уровня: истощаемостью нервной системы, нарушением тонуса, дефицитом собственной инициативы и интереса, нарушениями памяти и внимания, эмоциональной изменчивостью и переключаемостью внимания, импульсивностью.
1. Дыхательных упражнений;
2. Растяжки;
3. Различные варианты ползания.
2-ой уровень — специализации по полушариям головного мозга и межполушарным взаимодействиям. Уровень владения телом пространством.
На втором уровне мы работаем с увеличением объёма и качеством запоминания (улучшения памяти), расширение слухового восприятия, зрительного, тактильного и обонятельного. Формируем пространственное представление, телесную ловкость, внимание.
1. Глазодвигательные упражнения,
2. Работа с картой тела: дотянуться до разных частей тела, назвать их;
3. Ведущей рукой поднимать более слабую или повреждённую и помочь ей взять предмет;
4. Пальчиковые упражнения: подъем пальцев при прижатых к столу ладоней, соединение в кольца, игры, потешки с изображением героев сказок и т.д.
3-й уровень — программирования, контроля за протеканием собственной деятельности. На этом уровне формируются лобные отделы мозга.
На третьем уровне формируем произвольную саморегуляцию, самоконтроль, способность к построению собственной программы и её выполнения. Также отрабатываем коммуникативные навыки для успешной социальной адаптации. Расширяем возможности восприятия, памяти, внимания, воображения, одновременно научая мозг подчиняться его собственным командам и работать именно, так как требуется в данный момент.
В программе — дыхательные, образные и телесные упражнения, разработанные на основе нейропсихологических и телесно — ориентированных психотерапевтических методов коррекции.
В своей работе мы начинаем с базовых вещей. Начинаем выстраивать двигательные развития ребёнка методом «замещающего онтогенеза». Мы проживаем вместе с ребёнком все этапы, которые он не прошёл в своём нормальном развитии.
В результате занятий дети получают возможность восстановить свой базовый энергетический потенциал (здоровье), высокий уровень которого способствует благополучному развитию его чувство и эмоций, и обеспечивает хороший жизненный тонус. Это активизирует больший интерес ребёнка к жизни, пробуждает в нём собственную инициативу.
Также программа позволяет корректировать неустойчивое внимание и почерк, влияет на гармонизацию межполушарных взаимосвязей, развивает память, воображение, пространственное представление, чувство ритма, ловкость тела и способность к саморегуляции и самоконтролю.
Программа носит обучающий характер для родителей. С целью закрепления и улучшения результатов освоенный комплекс упражнений необходимо повторять до 2-3 раз в день.
Обязательно обратитесь за консультацией к детскому неврологу, если ваш ребенок:
- отстает в развитии от сверстников;
- не может найти с ними «общего языка»;
- испытывает трудности в освоении учебного материала;
- чрезмерно активен и неусидчив, не может долго заниматься одним делом, бросает его, не доводя до конца;
- склонен к беспричинным, выраженным перепадам настроения;
- «плохо» ведет себя и не реагирует на замечания взрослых;
- погружен в себя, не интересуется окружающим;
- играет неигровыми предметами, игнорируя даже самые яркие игрушки;
- занимается странными и непонятными делами;
- испытывает различные страхи, особенно по ночам;
- эмоционально холоден или агрессивен к окружающим;
- склонен к головным болям, обморокам и головокружениям;
- испытывает навязчивые мысли или совершает навязчивые действия помимо собственной воли;
- часто и беспричинно лжет либо фантазирует, будучи не способен отделить фантазии от реальности;
- ломает игрушки, рвет книги, проявляет жестокость к животным;
- склонен к стереотипным и часто повторяющимся действиям;
- агрессивен к родным братьям и сестрам, особенно младшим;
- периодически «теряет» способность говорить;
- имеет различные тики;
- крайне привередлив к пище, пытается есть несъедобные предметы;
- высказывает странные, необычные идеи.
При наличии одного или нескольких указанных выше явлений либо других непонятных и тревожных моментов в поведении ребенка крайне желательно записаться на прием к детскому неврологу в кратчайшие сроки во избежание прогрессирования состояния.