Гипо- и гипертермия, как вспомогательный метод при коррекции нарушений звукопроизношения
Искусственная локальная гипо- и гипертермия (ИЛГТ) — это неинвазивная терапевтическая процедура терморегуляции, которая используется в логопедической практике при коррекции речевых нарушений у детей. Процедура заключается в контрастном термальном воздействии низкотемпературных (лёд) и высокотемпературных (вода) аппликаций на мышцы артикуляционного аппарата: круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, подбородок в области подчелюстной ямки, язычную мускулатуру. При этом в качестве низкотемпературного агента выступает лёд, а в качестве высокотемпературного — травы в фитопакетах, завернутые в марлю. Применяется метод при артикуляционной апраксии, для уменьшения спастичности мышц артикуляционного аппарата, гиперкинезов язычной и мимической мускулатуры.
Показанием к применению данной методики при коррекции речевых нарушений у детей от двух лет является:
- Формы ДЦП: спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма;
- Снижение тонуса и уменьшения напряжения мышц речевого аппарата;
- Снятие гиперкинезов в мимико-артикуляционной мускулатуре (для развития артикуляционной моторики);
- Различные виды артикуляционных апраксий. Когда у ребенка диагностированы проблемы в произношении звуков, слогов и слов — он хочет произнести фразу, но движения его артикуляционной мускулатуры не скоординированы. Это возникает из-за патологических нарушений функций головного мозга;
- Синкинезии в артикуляционной моторике;
- Повышенная саливация.
Противопоказания к использованию метода:
- Атонически–астатическая форма ДЦП;
- Аллергия на холод;
- Индивидуальная непереносимость;
- Заболевание ЛОР–органов и ОРВИ;
- Эписиндром и повышенная судорожная готовность.
Тепловое и холодовое воздействие можно применять поочередно и выборочно.
Существуют различные варианты воздействия:
- Только гипотермия (холодовой массаж);
- Только гипертермия (тепловой массаж);
- Гипотермия, затем гипертермия;
- Поочередное использование тепловых и холодовых воздействий.
Как проходит процедура коррекции речевых нарушений у детей методом искусственной локальной гипо- и гипертермии:
Лед в марле накладывается поочередно на мышцы артикуляционного аппарата. На первом этапе происходит воздействие на круговую мышцу рта, на втором этапе на большую скуловую мышцу, на третьем этапе — на подбородок в области подчелюстной ямки и язычную мускулатуру. Для активизации центральных отделов речедвигательного анализатора, контрастное термальное воздействие можно применять и на мышцы верхних конечностей, особенно на кисть правой руки. Продолжительность экспозиции в первый день проведения процедуры искусственной локальной гипо- и гипертермии — 10 секунд. Следующие сеансы проводятся ежедневно по 10 - 15 секунд. Время воздействия постепенно увеличивается до 4 минут. Курс состоит из 20 - 25 ежедневных сеансов, которые проводят с перерывом в 10 дней три раза подряд. Повторить полный курс лечения рекомендуется через 6 месяцев.
В коррекционной терапии эффективным является комплексный подход, поэтому после искусственной локальной гипо- и гипертермии
проводится логопедический массаж. Логопедический массаж назначается специалистом после консультации и проводится курсами по 15-20 сеансов ежедневно или через день.